2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
 Re: Посоветуйте хорошие книги по истории
Сообщение21.02.2016, 22:29 
Присоединюсь к просьбе дать список литературы для изучения истории Древнего мира, спасибо ))

 
 
 
 Re: Посоветуйте хорошие книги по истории
Сообщение21.02.2016, 22:36 
Аватара пользователя
qwertyz
Есть два хороших вузовских учебника, оба под редакцией Кузищина: "История Древнего Рима" и "История Древнего Востока" (здесь про Египет, Двуречье и т.д., включая Китай и Индию). Только учтите, что это именно учебники, их никто не старался сделать увлекательными, так что текст на вкус очень сухой.

 
 
 
 Re: Посоветуйте хорошие книги по истории
Сообщение22.02.2016, 15:23 
Аватара пользователя
Вот в этом многотомнике:
    Levsha в сообщении #977574 писал(а):
    Этап II. Продвинутый

    "Всемирная история. В 6 т.". Создается коллективом историков Академии Наук. На данный момент вышло 5 томов.
    ...

    Это достаточно авторитетное, но легко читаемое издание. По сути это сокращенная версия истфаковских курсов (взрослый вариант). Плюс то, что все собрано в одних томах по векам. В целом это наверное оптимальная вещь в качестве многотомника и для чтения и как справочник. P.S. правда стоимость одного тома около 1500 рублей, Т.к. формат увеличенный, то чтение электронной версии, будет не удобно, так что... И да, только не вздумайте качать советский 12-ти томник, не советую)
первый том посвящён как раз древнему миру.

 
 
 
 Re: Посоветуйте хорошие книги по истории
Сообщение12.03.2016, 06:22 
Во многом согласен с Levsha , но выскажу ряд соображений. Советую начинать читать надо по срезам: внутриполитический, внешнеполитический (и военный), культурный, а социально-экономический срез во взаимосвязи с внутриполитическим. То, что многие любители много уделяют внимания внешнеполитическим и военным аспектам не считаю не правильным. Если именно это интересно, зачем себя ограничивать и учить то, к чему к чему душа не лежит?!. Может отбить желание. Хотя, безусловно, в общих чертах нужно иметь представление об особенностях экономического уклада того или иного региона.
Я бы порекомендовал изучение истории по следующей схеме. Чтение школьных учебников дает общую картину. Чтобы более изучить какой-либо период – берем какой-нибудь блок из указанных Levsha книг или, например, книгу Сесили Вероники Веджвуд «Тридцатилетняя война» и внимательно читаем выписывая географические названия провинций, городов, имена полководцев и политических деятелей. Затем забиваем каждое название в яндекс , смотрим их в википедии, на карте гугл и т.д. Так и информация лучше усваивается и кругозор расширяется, и, на мой взгляд, интереснее.
С черным списком Levsha полностью согласен. Единственное хотел бы заступиться за Гумилева, которого можно читать , но не воспринимая все буквально на веру и желательно после прочтения книг например Савенкова и Кычанова.

 
 
 
 Re: Посоветуйте хорошие книги по истории
Сообщение12.03.2016, 13:56 
Аватара пользователя
Evgeniy112 в сообщении #1105916 писал(а):
С черным списком Levsha полностью согласен.
Вы не могли бы конкретизировать свои претензии к Г. Вернадскому? У меня частично (до эпохи Ивана Грозного) законспектирована его книга "Русская история", поэтому это для меня важный вопрос. Если почерпнутая из этой книги информация недостоверна, конспект придется выкидывать.
P.S. Я мог бы выслать Вам этот конспект, но там двадцать страниц 14-м шрифтом, я не могу просить Вас проверить текст такого объема.

 
 
 
 Re: Посоветуйте хорошие книги по истории
Сообщение12.03.2016, 16:37 
Я не скажу что информация прямо вся не достоверна. Тем более раз есть конспект, проделана работа… Но во-первых Вернадский писал уже сравнительно давно. Во-вторых у него в трудах много рассуждений о философии истории, ноосфере и т.д. Пусть на меня набросятся не согласные со мной, но я считаю, что начинающему изучать историю не следует забивать голову подобной ерундой. Как сказал Levsha « мозг человека устроен так что если туда первой попала недостоверная информация, то потом она оттуда вылезать упорно не хочет». Хотя, насколько я помню, в указанной работе нет умозрительных рассуждений. В таком случае я бы посоветовал сравнить написанное Вернадским с другими историческими работами (рекомендуемыми) и для себя отмечать совпадения и отличия в трактовке и изложении хода исторических событий. Просили претензии к Г. Вернадскому? Вот, например одна из них – как он трактует происхождение названия «Русь». Но это поле для дискуссии, а читающий его труды примет за истину заключение Вернадского .

 
 
 
 Re: Посоветуйте хорошие книги по истории
Сообщение12.03.2016, 16:44 
Аватара пользователя
Evgeniy112 в сообщении #1105990 писал(а):
Хотя, насколько я помню, в указанной работе нет умозрительных рассуждений.
В этой работе их действительно нет. Это чрезвычайно плотно набитый фактами учебник (что и немудрено для книги, в которой под одну обложку утрамбована вся история от скифов и сарматов до СССР), и для умозрительных рассуждений там просто не остается места.
Evgeniy112 в сообщении #1105990 писал(а):
Вот, например одна из них – как он трактует происхождение названия «Русь».
У меня в конспекте сказано "по одной из версий, это слово произошло от...". Не помню, есть ли эта оговорка у Вернадского или я добавил ее сам. А еще что-нибудь?

 
 
 
 Re: Посоветуйте хорошие книги по истории
Сообщение12.03.2016, 18:09 
Аватара пользователя
Evgeniy112 в сообщении #1105916 писал(а):
Если именно это интересно, зачем себя ограничивать и учить то, к чему к чему душа не лежит?!.

Это зависит от целей. Если "почитать то, что интересно" - это одно. А если "узнать и понять, как люди жили в прошлом" - это совсем другое. Первое далеко не всегда ведёт ко второму. Если вы согласны не обманывать себя в этом плане - пожалуйста, читайте что интересно.

А если вы хотите всё-таки реальных знаний о прошлом - то вообще всё, кроме "социально-экономического среза" - ерунда. 90 % населения и больше - оно не затрагивало вообще. Ну, кроме религии, относящейся к "культурному срезу".

 
 
 
 Re: Посоветуйте хорошие книги по истории
Сообщение12.03.2016, 20:44 
Я всего лишь предлагаю свою модель «изучения» истории для любителей. А в ней основные силы бросить на интересующие темы. Думаю, любителей истории было бы гораздо больше, если бы они изменили подход к ее изучению. Нередко наверно бывают ситуации, когда человек берет серьезный труд и начинает штудировать и его энтузиазм падает и он вскоре бросает свое занятие. Может конечно кому-то интересны другие направления истории. Я писал, что «безусловно, в общих чертах нужно иметь представление об особенностях экономического уклада того или иного региона». Но согласитесь, если например спросить историка: что вы знаете о Франции начала 16 века? А он знает только социально-экономическое развитие и очень поверхностно о правящей династии и внешней и внутренней политики и т.д. В советское время в рамках учения о формациях основное внимание уделялось классовой борьбе развитию производ. сил и т.д. Надо ли это все? Конечно надо - но не в таком объеме. Тем более не профессионалу.

 
 
 
 Re: Посоветуйте хорошие книги по истории
Сообщение12.03.2016, 21:18 
Аватара пользователя
А какая разница французским крестьянам 16 века, какая там правящая династия?

 
 
 
 Re: Посоветуйте хорошие книги по истории
Сообщение12.03.2016, 21:48 
мы же не с позиции крестьян рассматриваем. борьба за престол между династиями нередко выливалась в войны, в которых страдало крестьянство. А сколько было религиозных войн! В общем ухожу уже в рассуждения... Если изучать повседневную жизнь крестьянства и его мировоззрение в такой-то период в такой-то стране это отдельное направление истории. Тоже по-своему интересное. Но все-таки более узкое и специализированное.

 
 
 
 Re: Посоветуйте хорошие книги по истории
Сообщение13.03.2016, 00:16 
Anton_Peplov в сообщении #1105960 писал(а):
Вы не могли бы конкретизировать свои претензии к Г. Вернадскому? У меня частично (до эпохи Ивана Грозного) законспектирована его книга "Русская история", поэтому это для меня важный вопрос.
UPD: я перепутал и читал "Историю России", а не "Русскую историю".

Выскажусь как любитель. Про всю книгу (тем более про всего автора) сказать ничего не могу, потому что не читал и желания читать не имею. Однако я сейчас на неё посмотрел - и теперь попробую что-нибудь написать про те её места, которые попались мне на глаза.

Общее впечатление (насколько оно может составиться от беглого просмотра): книжка мне не понравилась.

----------
Я смотрю часть "Киевская Русь" http://www.spsl.nsc.ru/history/vernad/index1-5.html.

Вот смотрим главу о князе Олеге.
Цитата:
Около 878 г. Олег, первоначально властитель Новгорода, захватил Киев...
Летописная дата 882. Он сдвигает на 4 года на том основании, что 1-й поход руси на Константинополь в летописи датирован 866 г., тогда как на самом деле был скорее всего в 860. Объясняется это так:
Цитата:
Ясно, что по ходу повествования летописец постепенно уточнял свои расчеты. Поэтому мы можем предположить, что ошибка в датировке первого похода Олега - меньшая, нежели в датировке набега Аскольда на Константинополь, возможно, не в шесть лет, а, мы бы сказали, между четырьмя и двумя годами. В таком случае, поход Олега можно отнести ко времени между 878 и 880 гг. (скорее, к 878 г.).
Тут надо бы отметить вот что:
1) Описание похода в летописи списано из хроники продолжателя Амартола.
2) Оно может быть поздней вставкой; в Новгородской 1-й летописи описание этого похода значительно отличается.
3) Эта часть летописи основана, скорее всего, на легендах, так что от спекуляции Вернадского нет особого толку.

Цитата:
В русских летописях, равно как и в устной традиции, Олег известен как Вещий, Далекоглядящий, Мудрый, Святой.
Вещим он действительно называется в летописи; откуда Далекоглядящий, я понятия не имею; по запросу "далекоглядящий Олег" гуглится один Вернадский. "Устной традиции" насчёт этого князя не существует (насколько я знаю), если только не имеется в виду Вольга (или Волх) Святославович (или Всеславьевич) из старинных песен - но отождествление его с этим Олегом неосновательно, тем более что это поди собирательный образ.

Цитата:
Легенда с очевидностью назидательна, ее цель - доказать, что даже мудрейший человек беспомощен перед Судьбой. Та же идея нашла поэтическое выражение в двенадцатом столетии в знаменитом "Слове о полку Игореве": "И сказал Боян, мудрый поэт: "Ни проницательный и удачливый человек, ни зеленый юнец не могут избежать Божьего суда"
Перевод произволен:
Цитата:
Тому вѣщей Боянъ и пръвое припѣвку смысленый рече:«Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду, суда Божiа не минути».
Перевод Лихачёва писал(а):
Ему вещий Боян ещё давно припевку, разумный, сказал: "Ни хитрому, ни умелому, ни птице умелой суда божьего не миновать!"
Это довольно непонятное место; Булаховский предложил вместо птицю читать пытьцю - слово, которое могло бы происходить от пытать, т. е. "пытливый" или "чародей". (Это слово, кажется, нигде не засвидетельствовано.) Но откуда тут зелёный юнец - бог весть.

Цитата:
Подобно своим киевским предшественникам Аскольду и Диру, ему, должно быть, не терпелось установить связь с русским каганатом в регионах Азова и Тмутаракани.
Приехали... "Русский каганат" - это условный термин, которым иногда называют непонятно что. Происходит он от того, что в некоторых иностранных источниках упоминается хакан русов или росов, а Владимир и Ярослав несколько раз (два или три) названы "каганами" в русских записях. Такие упоминания встречаются очень редко, кроме того, те, которые в иностранных источниках, непонятно к какому народу относятся. Вернадский же говорит об этом "русском каганате" как о чем-то достоверно известном.

Посмотрим его "Древнюю Русь", в которой об этом "каганате" написано подробнее: там целая глава VII называется "Скандинавы и русский каганат (737-839 гг.)".

Цитата:
Захватив Верхний Салтов, варяги открыли для себя ворота к донецко-донскому речному нуги и вниз к Азовскому морю. Вероятно, они воспользовались этим путем, не теряя времени. В продвижении на юг варягам, должно быть, оказывали большую помощь асы, поселения которых находились в регионах верхнего Донца и нижнего Дона, а также и на Северном Кавказе.
Здесь, видимо, имеются в виду летописные ясы, иранский народ; теперь он живёт в Венгрии, утратив свой язык.

Дальше Вернадский рассуждает об этих "асах". Рассуждения эти мне кажутся по большей части умозрительными. По какой-то причине он считает, что среди "асов" жили славяне и были даже какие-то "асо-славяне":
Цитата:
Мы уже отмечали сложность четкой дифференциации асо-славян (антов) от асо-иранцев (аланов, осетинов) в этом [VIII - Slav-27] веке. В силу того, что правящие кланы антов были аланского происхождения, связь, между актами и осетинами должна была быть тесной, особенно в Азовском и Северо-Кавказском регионах.
Это явно не мейнстримное мнение, поэтому мне становится интересно, где он это взял. Переходя по цепи его ссылок на себя же, я дохожу наконец вот до такого абзаца в разделе 4 главы III:
Цитата:
Народ анты впервые упомянут в западных источниках римским географом Помпонием Мела, работа которого была написана около 44 г. н.э. Согласно его информации, анты жили где-то "выше" гипербореев и амазонок [+16]. Плиний, который завершил "Естественную историю" в 77 г. н.э., также упоминает антов [+17]. Греческие авторы этого периода не упоминают их, но мы можем предполагать, что те же люди подразумеваются греками под именем асии (Asioi), асэи (Asatoi) или ассэи (Assatoi) [+18]. Асии могут быть отождествлены с ас ("асы" или "иясы" русских летописей), т.е. прародители осетинов. Ас были иначе известны как аланы. Итак, как мы видели, китайские хроники отождествляют аланов с антсай. Отсюда следует, что анты римских авторов и асии греческих были различными транскрипциями одного имени. Сокращение имени ант в ас может быть объяснено на базе фонетических законов греческого языка (сравните pasi и pantsi) [+19]. Полагаясь на авторитет донесения Чанг-Киена, мы можем предположить, что около 127 г. до н.э. анты или ас жили поблизости Аральского моря, т.е. в современном Казахстане.
Итак, анты, народ, который называли родственником славянского Иордан и византийские авторы с VI века, отождествляется здесь с ясами. Меня удивило, что анты упоминаются где-то ранее VI века (ибо я нигде таких упоминаний не видел и не слыхал о них). Поэтому я полез проверять ссылку на Помпония Мелу.

В сноске 16 написано: Pomponius Mela, 1, 13, при этом у него издание Pomponius Mela, Chronographia, ed. Frick (Berlin, 1880). Этого издания я не нашёл, но посмотрел русский перевод Апта (http://annales.info/ant_lit/mela/) и латинский текст здесь: http://www.thelatinlibrary.com/pomponius1.html; п. 13 книги I явно не про то, а в п. 12 действительно перечислена целая пропасть народов (в том числе амазонки и гипербореи), но я не вижу там никаких антов. Ссылку на Плиния проверять лень.

Итак, анты и асы считаются одним и тем же на основании 1) упоминания антов в сочинениях первых веков нашей эры (из каковых упоминаний хотя бы одно мнимое), 2) упоминаний каких-то "Asioi" и проч. в греческих сочинениях, 3) произвольного отождествления всех этих наименований ("греческие авторы этого периода не упоминают их, но мы можем предполагать, что те же люди подразумеваются..."), 4) отождествления этих "асов" с аланами, 5) наконец, каких-то китайских хроник, которые "отождествляют аланов с антсай"! Я не вижу тут совсем никакого смысла - впрочем, может, я чего-то не понимаю.

Дальше в VII главе совсем интересно:
Цитата:
Суммируя вышеприведенные доводы, весьма вероятным представляется, что в течение восьмого века отряд скандинавов, а более точно - шведов, установил контроль над районами нижнего Дона и Приазовья... Отряд шведов, контролировавший местные племена асов и рухс-асов (русь), видимо, не был многочисленным, и постепенно шведы не только смешались со своими вассалами, но и приняли их название и сами стали известны сначала как асы, а затем как русь.

Хорошо известно, что скандинавские саги полны легенд об асах. Ко времени записи саг асы представляли собой часть скандинавской мифологии и входили в число богов под властью Одина.
Вот это уже, по-моему, полный бред. Германские боги-асы во главе с Одином - это скандинавы, которые уехали в Приазовье и приняли название подчинённого ими иранского народа ясов! Но это слово ас обозначает бога и в староанглийском (ós) и в древневерхненемецком (ans); оно считается общегерманским и гораздо древнее описываемых событий.

Цитата:
Мы читаем в "Саге об Инглингах" [39]: "Земля в Азии к востоку от Танаквисла (Танаиса, т.е. реки Дон) называлась Асландом или Асхеймом, а главный город в этой земле назывался Асгард (Ас-Град, т.е. Город асов)".

Из этого фрагмента видно, что Ас-Града можно достичь, если пересечь Дон в восточном направлении; он, должно быть, располагался на восточном или юго-восточном берегу Азовского моря, возможно, в устье Кубани, где есть гора, которая до сих пор называется Ас-Даг ("Гора Асов") [40]. Если так, то Ас-Град был в той же местности (или рядом с ней), что и Малороса и Тмутаракань. Мы можем добавить к этому, что название Ас-Град, которое происходит от Азовского моря, появилось позднее в Балтийском регионе...

Как мы знаем, название "русь" тесно связано с названием "ас" [44]. Столица скандинавов в Приазовье, Ас-Град, вероятно, находилась близко от "Болотного Города" русов, Малоросы. Дельта Кубани, где были расположены Ас-Град и Малороса, называлась арабскими авторами Русским Островом. Несмотря на то, что азовские скандинавы освоились с именем асов, со временем они приняли название русов, поэтому государство, которое они основали в Азовском регионе, впоследствии стало известно как Русский каганат.
Известно это название стало не ранее XIX века, когда его кто-то выдумал. А вообще это место, по-моему, полная чушь: произвольные отождествления разных названий и изучение географии VIII века по саге XIII-го.


Но вернёмся всё-таки к "русскому каганату".
Цитата:
На основе всего того, что было сказано, мы позволим себе сделать пробный вывод о том, что скандинавы, проникшие в Приазовье в середине восьмого века смешались с местными асами и русами, и к концу века приобрели достаточную силу, чтобы угрожать Крыму. Мы можем предположить, что к этому времени им удалось создать не только вооруженные силы, но и организованное государство. Их правитель со временем присвоил себе хазарский титул кагана. Ибн-Руста говорит: "У русов был правитель, который назывался хакан-рус" [70]. Ибн-Руста писал в начале десятого века, но по всей видимости он пользовался источником середины девятого века, к этому времени и может быть отнесено его утверждение. Еще более непосредственное свидетельство обнаруживаем в "Бертинских Анналах" 839 г., о которых мы упоминали в предыдущей главке [71]. Русские (шведы), приехавшие в указанном году в Ингельхейм, говорили, что их правителем был каган (Chacanus).

Ввиду вышеизложенного, без сомнений, что Русский каганат существовал уже в первой половине девятого века; однако, среди исследователей русской истории нет согласия по вопросу его местоположения. Ортодоксальные норманисты склонялись к тому, чтобы считать его столицей Новгород...
Кажется, ссылками, которые приведены в этом абзаце, исчерпываются все иностранные сведения о "русском каганате". На основании этих сведений Вернадский уверяет читателя в существовании в Приазовье этого самого "русского каганата", "сильной державы того же типа, что и государства хазар и волжских булгар".

У меня ощущение, что он желает во что бы то ни стало убедить читателя в правоте своих оригинальных предположений, не стесняясь произвольным истолкованием источников.

Об этом "русском каганате" нет ни одного упоминания, из которого было бы ясно, где он расположен и какой народ там живет. Кто такие "рус" или "рос" западных и арабских источников, где и как они жили, один ли это народ или всякие разные - вопрос запутанный; те выводы, которые делает Вернадский, не следуют из источников. "Русский каганат" историки располагают то там то сям или вообще в него не верят.

Дальше я посмотрел главу 3 "Киевской руси", где говорится о дохристианской религии славян.
Цитата:
Более точно, каждый род почитал своего предка (пращура), и каждое домашнее хозяйство предполагало защиту своего хранителя - домового ("домашний дух").
Откуда это? Да ещё и про каждое хозяйство? Домовые или домовики в древних источниках, кажется, не упоминаются, а только в поздних устных сказках. "Домовые духи", тем не менее, были у разных славянских народов - под всякими разными именами.

Цитата:
Для рассмотрения остается еще одно русское божество - Мокош. На санскрите мокша означает "освобождение", "искупление"...
Связь слав. мокошь и скр. mokṣa невероятна по фонетическим причинам (mokṣa имеет скр. корень muc/mokṣ < *(s)meuk (который находим в слав. мыкати, мъкнути, мъчати с 0 ступенью); слав. мок- тут объяснить было бы затруднительно; скр. ṣ не имеет, разумеется, никакого отношения к слав. ш).
Цитата:
Адольф Гурьевич (в 1943-1944 гг.) предположил... что по-еврейски мокош - понятие, обозначающее низших языческих богов или демонов. Выведение Мокоша из еврейского соблазнительно. Однако в русских источниках существуют некоторые свидетельства, что это было не родовое понятие для обозначения "демонов", а имя богини. Согласно Грекову, Мокош должна была быть финским божеством.
Всё в кучу и ничего по делу.

------------
Итого я считаю, что в этой книге многие вещи изложены правильно и подробно, - но при этом отдельные места представляют собой оригинальные мнения автора, которые не имеют достаточных подтверждений и мало кем признаны; некоторые места являются умозрительными рассуждениями, от которых мало толку; наконец, некоторые места сущий вздор. Неспециалисту нет возможности разобрать, где хорошо написано, а где плохо (если только не проверять все слова долго и кропотливо, как сейчас я - только на протяжении всей книги). Поэтому я считаю, что неспециалистом Вернадского читать не надо и сам не буду.

Я, впрочем, сужу по обрывкам о целом; чтобы судить полно, нужен специалист, который это всё прочёл. Может, придёт Levsha да расскажет что-нибудь...

 
 
 
 Re: Посоветуйте хорошие книги по истории
Сообщение13.03.2016, 13:28 
Аватара пользователя
Slav-27
Спасибо огромное!
Да, в "Русской истории" говорится и о русском каганате, и о том, что "около 750 г. шведы проникают в современную Южную Россию, смешиваются с иранским по происхождению племенем россов" (цитирую не книгу, а свой конспект). И дата захвата Киева там 878 г. (впрочем, такие детали, как выяснение даты произошедшего в IX в. события с точностью до года, мне уже малоинтересны). О дохристианской религии славян там ничего не говорится, видимо, за недостатком места. Похоже, мне таки придется сравнить свой конспект с каким-то другим учебником...

 
 
 
 Re: Посоветуйте хорошие книги по истории
Сообщение13.03.2016, 15:35 
Аватара пользователя
Evgeniy112 в сообщении #1106096 писал(а):
мы же не с позиции крестьян рассматриваем.

Угу. Вот это и есть первейшая ошибка всех любителей истории. Потому что сколько процентов населения составляли крестьяне? А сколько - эти самые ваши династии?

Evgeniy112 в сообщении #1106096 писал(а):
борьба за престол между династиями нередко выливалась в войны, в которых страдало крестьянство.

А без этих династий - другие войны, в которых страдало крестьянство. А без войн - в мелкие междоусобицы, и грабёж своим собственным сеньором. В общем, крестьянам по барабану, кто их грабит и убивает, и во имя чего.

Evgeniy112 в сообщении #1106096 писал(а):
Если изучать повседневную жизнь крестьянства и его мировоззрение в такой-то период в такой-то стране это отдельное направление истории. Тоже по-своему интересное. Но все-таки более узкое и специализированное.

Вот в этом и проблема - что главную составляющую жизни всех людей в прошлом - назвали "узким и специализированным отдельным направлением". Подавляющую.

 
 
 
 Re: Посоветуйте хорошие книги по истории
Сообщение13.03.2016, 17:02 
Anton_Peplov в сообщении #1106219 писал(а):
...Шведы... смешиваются с иранским по происхождению племенем россов
Вот это его личное мнение.

Выяснять дату с точностью до года смысла нет, конечно, да и навряд ли возможно. Вместо умозрительных рассуждений на этом месте лучше бы написать, что люди думают про достоверность летописной хронологии и про способ составления этой части летописи (этим серьёзно интересовался ещё Шахматов).

Я выяснил нечто насчёт "упоминания антов" у Мелы и у Плиния; там ничего не понятно. В одной рукописи Мелы написано cissi anthiacae; исправляют на Cissianti Achaei или Cissi, Anthi, Achaei. У Плиния в большинстве рукописей cisianti. Это запутано тем более, что Мелу выправляют по Плинию, а Плиния по Меле. Кроме этих 2 сочинений никаких похожих упоминаний не известно. Связывать это со славянами нет никаких оснований.

 
 
 [ Сообщений: 57 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group