Давайте я ещё раз объясню, что имел в виду: существуют две разные услуги - первая услуга представляет собой непосредственное освещение улиц, то есть подачу самого электричества, замену лампочек и другого оборудования, проведение дополнительных локальных сетей и т.д. В нормальной ситуации сейчас по общему правилу всем этим занимаются частные компании, вроде МОЭСК. Делают они это либо по заказу городских властей на той части территории города, что принадлежит самим властям, либо по заказу иных собственников, тех же ТСЖ, как пример. Здесь, как видите, в принципе у государства функция лишь опосредованно (через заказы в МОЭСК или иной подобной компании) поддерживать соответствующую услугу только на территории, которая принадлежит самому государству, а всё остальное это проблема других собственников (а в населённых пунктах государству принадлежит довольно небольшая часть территории). И есть вторая услуга - организация проведения уличного освещения, то есть прокладка базовых сетей, электрификация населённых пунктов и т.п. Этим действительно в советское время занималось только государство. Сейчас этим занимается публичное акционерное общество "Российские сети", которое формально с государством никак не связано, хотя Росимущество и является их крупнейшим акционером. С формальной же позиции государство в этой услуге вообще не причём, максимум, что делает государство, это осуществляет надзор и контроль, исходя из ФЗ "Об электроэнергетике".
Вот Вы опять за кучей не имеющих отношения к делу юридических деталей замыливаете простой смысл экономического понятия "общественное благо". Потребителя ведь не интересует кто там, как и чем именно "занимается". Его, по большому счёту , интересуют две вещи:
1. Чтобы было достаточно светло на улице.
2. Чтобы за это удовольствие с него не содрали слишком много денег.
И "организовать предоставление услуги" -- это значит сделать так, чтобы потребитель оказался удовлетворён по этим двум пунктам. Какие там будут субподрядчики -- ГУПы, ОАО или ИЧП, кто будет ставить фонари -- местные умельцы, гастарбайтеры или вообще марсиане, и даже какие там будут лампочки -- светодиодные, ртутные или вообще керосиновые, всё это -- несущественные технические детали. Задача организатора -- просто построить систему сбора денег с потребителей и контроля за их эффективным расходованием.
Безусловно. И есть несколько источников заработка, как минимум, нужно упомянуть об основном из них - это непосредственные заказы на прокладку дополнительных локальных сетей и обслуживание существующих сетей и оборудования: на территории государства за это платят соответствующие государственные органы (условные городские власти) из денег, которые они получают из бюджета, а тот в свою очередь наполняется из наших с вами налогов, а на остальной территории за это платят соответствующие собственники, например, ТСЖ, а деятельность ТСЖ оплачиваем мы с вами из своего кошелька, оплачивая текущий ремонт в своей ежемесячной квитанции за оплату коммунальных услуг (на самом деле здесь есть ещё посредники между ТСЖ и самим МОЭСК, те же жилищно-коммунальные компании, но в данном случае это несущественный нюанс). Вот так и получается своеобразный "дуализм" в предоставлении услуги уличного освещения: за уличное освещение своего двора ответственно наше ТСЖ (за уличное освещение соседнего двора - соседнее ТСЖ), а за уличное освещение ближайшей улицы отвечают городские власти, потому что улица находится в собственности государства. Так что государство здесь не выполняет какую-то уникальную функцию, которую кроме неё никто не мог бы выполнить. Есть, кстати, ещё второй крупный источник денег у компаний, вроде МОЭСКа - деньги, которые им платят за обслуживание сетей энергосбытовые компании и схема тут такая: к любому собственнику жилья приходит квитанция за оплату потреблённого электричества, но платим мы (опять же не учитывая посредников, вроде ТСЖ и жилищно-коммунальных компаний) энергосбытовым компаниям, к примеру, Мосэнергосбыту, а вот уже Мосэнергосбыт платит за обслуживание сетей МОЭСКу.
Государство выполняет функцию организатора, которую я описал выше. Не знаю уж насколько она "уникальна". Но возможность исполнения оной функции никоим образом не связана с тем, кто какой "инфрастуктурой" владеет. Да, в масштабах коттеджного посёлка эту функцию может на себя взять ТСЖ, но если у него не будет законных средств "надавить" на не желающих платить потребителей, ему придётся нелегко. Не знаю, может быть у Вас есть специфический опыт, который говорит об обратном, но, честно говоря, я просто не могу могу поверить, что из 400 владельцев коттеджей совершенно никто даже не попытается увильнуть от оплаты под тем или иным благовидным предлогом (типа: "ах я не знал" или "а меня не было дома", или "у нас как раз в это время кошка рожала").