Во-первых, да, объяснение через "стенку бесконечной массы" можно дать. Но оно - вторично. Сначала надо научиться понимать ситуацию как обычно: стенка - это
не часть рассматриваемой системы (которая состоит из одного тела - мешка с песком). И рассматриваемая система (мешок)
незамкнутая. Если попытаться включить стенку в систему, то возникнут два затруднения:
- во-первых, все силы, действующие на стенку, нам не известны;
- и во-вторых, система всё равно будет
незамкнутой, поскольку стенка всё равно к чему-то прикреплена (в конечном счёте - к Земле).
Только если попытаться включить в рассмотрение всю Землю, то получится "стенка" (с приделанной к ней Землёй) "бесконечной массы" (на самом деле, очень большой, такой что её можно считать бесконечной в данной задаче). Но и это будет условностью, не соответствующей реальности, поскольку на самом деле рассмотрение вместе с Землёй выглядит сложнее и иначе. (Именно оно и может отпугнуть детей от физики, поскольку куда менее ясно и наглядно для начинающих.)
Во-вторых, знать закон сохранения импульса необходимо именно с учётом его условий применимости. Здесь нет никаких "двусмысленностей", а есть весьма прозрачные условия, которые особенно легко понимать, если понимать, как действует закон сохранения импульса. (Условия, собственно, означают, что внешние силы
не передают системе никакого дополнительного импульса; тогда он и сохраняется.) Это как раз необходимо для развития ясного физического мышления. В том числе, и понимание вообще той ситуации, что любой физический закон
имеет условия применимости, и их нужно знать: они "пристёгнуты" к закону, и неотрывны от него. Только когда эти условия выполнены, закон можно применять. Это же относится и к любым формулам, которые даются в учебниках и на лекциях: вместе с ними надо знать, когда их применять, а когда - этого нельзя делать.
В-третьих, если попытаться применить закон сохранения импульса буквально в том смысле, в котором
druggist предлагает это делать, то увы, этого недостаточно: закону сохранения импульса
одинаково удовлетворяет и "прилипающий к стенке мешок", и упруго отскакивающий. Здесь всё равно неизбежно необходимо рассуждать дополнительно, на основе условий упругости или неупругости удара
(мешок с песком соударяется неупруго, другие примеры в задачах по физике: пластилин; пуля или гвоздь в деревянной доске;
упруго сталкиваются металлические, резиновые предметы, надувные мячи, металл с бетонным полом),
а если это делать, то и применение закона сохранения импульса можно разобрать, как положено.
Ещё одну деталь стоит пояснить именно на примере этой задачи: закон сохранения импульса (векторной величины) - это, на самом деле, три закона, говорящие о сохранении проекций импульса на оси
и
Даже если один или два из этих трёх законов неприменимы в какой-то задаче, из-за нарушения условий применимости, то всё равно, третий может быть применим. Есть даже довольно экзотические применения законов сохранения, когда ось "изгибается" при наличии верёвок и блоков - всё равно, законы продолжают быть верными в проекции на такую "изогнутую ось" (но только пока через блок проходит только верёвка, а не массивное тело!).
-- 13.09.2015 14:04:26 --(Оффтоп)
А вот теперь присоединюсь к вашему пожеланию:
Да, я за то, чтобы вас "трижды забанили". За помехи чужим объяснениям, вместо того, чтобы помогать самому.
-- 13.09.2015 14:08:09 --Практическое правило: в систему стоит включать те тела, движение которых неизвестно, и его надо найти. Если есть тела, движение которых известно (например, они стоят неподвижно), то их в систему лучше не включать. Система может стать незамкнутой - ничего, не надо этого бояться.