2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3  След.
 
 Гравитационное линзирование в поле керровской черной дыры
Сообщение24.04.2015, 14:18 


02/11/11
1310
После просмотра фильма Interstellar и прочтения статьи Кипа Торна решил частично реализовать на Maple алгоритм , описанный в ней. Собственно реализована была малая, но важнейшая часть алгоритма - ray-tracing map, описанная в Appendix A.1. Для начала была взята color map из Figure 10:
Изображение

которая представляет собой (как и другие картинки) изображение всей небесной сферы в равнопромежуточной проекции (equirectangular projection).
И получено, что для наблюдателя, движущегося по прямой круговой геодезической радиуса $r_c=2.6 M$ (значение координаты $r$ Бойера-Линдквиста - не путать с обычной сферической координатой или расстоянием!) в экваториальной плоскости вокруг керровской черной дыры со спином $a/M=0.999$ небесная сфера будет выглядеть так:
Изображение

Как видим, очень похоже на то, что изображено на Figure 10 в статье. За разницу в качестве ответственно в первую очередь малое ($323\times646$) разрешение моего исходного изображения, вытащенного прямо из статьи.

А вот что получается для гораздо более реалистичного и качественного изображения с разрешением $1024\times2048$, которое я взял с сайта Double Negative:
Изображение
source
Изображение
result

Рендеринг последнего изображения на моем ноутбуке с i3 2.27 GHz и 4 GB RAM занял около двух часов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Гравитационное линзирование в поле керровской черной дыры
Сообщение24.04.2015, 16:15 
Заслуженный участник


27/04/09
28128

(Совершеннейший оффтоп.)

У меня от таких картинок возникает иррациональный терминальный страх — смотришь на это чёрное отсутствие изображения чего-либо и понимаешь, что вот ещё чуть-чуть — и оно вполне может сомкнуться сзади тебя, и тогда прощай, жизнь. Понятно, у реальной дыры с аккрецией это будет и поразнообразней, и пораньше фатальнее, и вообще где ещё ту или иную взять, но и. т. с. никуда не денешь.

 Профиль  
                  
 
 Re: Гравитационное линзирование в поле керровской черной дыры
Сообщение24.04.2015, 17:57 
Аватара пользователя


14/11/12
1338
Россия, Нижний Новгород
Стал смотреть статью и до меня только сейчас дошло, что там в фильме за "водопад" такой был вокруг дыры:

Изображение


а это ж задняя часть диска линзируется :oops:

 Профиль  
                  
 
 Re: Гравитационное линзирование в поле керровской черной дыры
Сообщение25.04.2015, 14:30 


24/01/09
1091
Украина, Днепропетровск
KVV: c последней картинкой есть одна проблема - звёзды очень точечные, а таким преобразованием сильно растягиваются довольно крупные пиксели.

 Профиль  
                  
 
 Re: Гравитационное линзирование в поле керровской черной дыры
Сообщение25.04.2015, 16:37 


02/11/11
1310
Theoristos
Не совсем понял. Изображения звезд растягиваются? Так и должно быть. Или вы о другом?

 Профиль  
                  
 
 Re: Гравитационное линзирование в поле керровской черной дыры
Сообщение25.04.2015, 20:38 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
KVV
Звёзды имеют угловые размеры гораздо меньше угловых размеров областей, отображающихся в каждый пиксель, и в результате фотография линзирования насчёт звёзд сильно отличается от линзирования фотографии.

 Профиль  
                  
 
 Re: Гравитационное линзирование в поле керровской черной дыры
Сообщение25.04.2015, 21:15 


02/11/11
1310
arseniiv
Да, так и есть. И это не единственная проблема изображения. Оно достаточно далеко от реализма.

 Профиль  
                  
 
 Re: Гравитационное линзирование в поле керровской черной дыры
Сообщение25.04.2015, 21:21 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
На самом деле, разница невелика.

 Профиль  
                  
 
 Re: Гравитационное линзирование в поле керровской черной дыры
Сообщение25.04.2015, 22:31 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Munin в сообщении #1007959 писал(а):
На самом деле, разница невелика.
Хм, а визуально там в некоторых местах якобиан чуть ли не десятками был.

KVV в сообщении #1007955 писал(а):
И это не единственная проблема изображения. Оно достаточно далеко от реализма.
Да, из практичных целей можно было бы попреследовать изменение длин волн. :-) Правда, придётся принять гипотезу о виде спектра разных частей картинки. Со звёздами, понятно, планковский вполне можно, а вот с остальным…

(Хотя можно, конечно, все «отдельные» звёзды постирать и дополнить растр описанием координат стёртых звёзд, преобразовать те отдельно и потом нарисовать на результате преобразования растра маленькие гауссовы кружочки с шириной, соответствующей яркости.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Гравитационное линзирование в поле керровской черной дыры
Сообщение25.04.2015, 23:28 


02/11/11
1310
Можно, конечно, пойти дальше по статье и реализовать учет эволюции пучков света и т.д., но боюсь потребуются очень серьезные вычислительные ресурсы. Тысячи серверов у меня нет. : ) Так что я обошелся расчетом эволюции лучей, но не пучков, по схеме один луч - один пиксель результирующего изображения и билинейной интерполяцией между пикселями исходного изображения.

 Профиль  
                  
 
 Re: Гравитационное линзирование в поле керровской черной дыры
Сообщение26.04.2015, 00:33 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
arseniiv в сообщении #1007985 писал(а):
Хм, а визуально там в некоторых местах якобиан чуть ли не десятками был.

На эти места случайно пришёлся чёрный пиксель :-)

На самом деле, одного ray tracing-а мало, надо ещё считать изменение яркости (за счёт фокусировки-расфокусировки), красное-синее смещение.

 Профиль  
                  
 
 Re: Гравитационное линзирование в поле керровской черной дыры
Сообщение26.04.2015, 01:03 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/09/13
4319
Munin в сообщении #1008032 писал(а):
На самом деле, одного ray tracing-а мало, надо ещё считать изменение яркости (за счёт фокусировки-расфокусировки), красное-синее смещение.

Но тогда всё сведётся только к одному белому пикселю на всё поле.... :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Гравитационное линзирование в поле керровской черной дыры
Сообщение26.04.2015, 01:14 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Munin в сообщении #1008032 писал(а):
На эти места случайно пришёлся чёрный пиксель :-)
Так я наоборот про существенно белые! :-)

-- Вс апр 26, 2015 03:16:47 --

Geen в сообщении #1008041 писал(а):
Но тогда всё сведётся только к одному белому пикселю на всё поле....
Это называется читерство. :mrgreen: «После оценки сложности мы пришли к выводу, что стоит уменьшить размеры сетки и нормализовать значения в узлах узле…»

 Профиль  
                  
 
 Re: Гравитационное линзирование в поле керровской черной дыры
Сообщение19.05.2015, 11:07 


02/11/11
1310
Удалось оптимизировать алгоритм и теперь рендеринг изображения $1024\times2048$ составляет не два часа, а чуть более 20 мин.
Вот, что в динамике получается для наблюдателя, движущегося по прямой круговой геодезической радиуса $r_c=6.03M$ в экваториальной плоскости вокруг керровской черной дыры со спином $a/M=0.999$ (изображение по прежнему остается преимущественно схематическим):
https://youtu.be/qg7OP0uFJ8U

 Профиль  
                  
 
 Re: Гравитационное линзирование в поле керровской черной дыры
Сообщение23.10.2015, 17:41 


02/11/11
1310
Я все-таки впоследствии пошел дальше и реализовал основную идею алгоритма, изложенного в статье, - эволюцию пучков света, а не только ray-tracing. Правда, с некоторыми отличиями и не включая полный набор фич, описанных в статье. В этом неоценимую помощь мне оказала переписка с Kip S Thorne и особенно с Oliver James (Chief scientist студии Double Negative Ltd., один из авторов вышеуказанной статьи и кода, с помощью которого генерировались изображения в Interstellar). Oliver James предоставил мне оригинал checkerboard pattern of paint swatches из Figure 10(a), а также обработанное изображение Figure 10(b):

Изображение
file
Adapted from Figure 10(b) from Gravitational lensing by spinning black holes in astrophysics, and in the movie Interstellar by Oliver James, Eugénie von Tunzelmann, Paul Franklin and Kip S Thorne
doi:10.1088/0264-9381/32/6/065001

А вот то, что удалось получить мне из того же оригинального файла:

Изображение
file
Adapted from Figure 10(b) from Gravitational lensing by spinning black holes in astrophysics, and in the movie Interstellar by Oliver James, Eugénie von Tunzelmann, Paul Franklin and Kip S Thorne
doi:10.1088/0264-9381/32/6/065001

Как можно убедиться, расчет эволюции пучков с последующим сглаживанием при помощи elliptical weighted average filter позволяет уменьшить алиаcинг и другие шумовые артефакты и получить плавные переходы между деталями текстуры на изображении. А также уменьшить мерцание мелких движущихся объектов, что заметно, если сравнить предыдущее видео со следующими:

http://www.ex.ua/281098181062

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 38 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Cosmochelik


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group