2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.
 
 Школьные олимпиадные задачи.
Сообщение07.07.2015, 22:52 


03/06/12
209
Здравствуйте! Есть пять задач, которые не получается решить, возникли вопросы.

1. Даны полоска $1 × 1000$ и $n$ фишек. Два игрока ходят по очереди. Первый своим ходом может взять не более $17$ фишек (как из кучи, так и с клеток полоски) и поставить их на любые свободные клетки. Второй своим ходом может снять любое количество стоящих подряд фишек, и положить их обратно в кучу. Первый игрок выигрывает, если поставит все $n$ фишек в ряд без пробелов. Докажите, что если а) $n\le 89$; б) $n\le 98$, то первый игрок сможет выиграть. Докажите, что если в) $n > 324$; г) $n > 305$; д) $n > 98$, то второй игрок может помешать первому выиграть.

2. Найдите все целые числа такие, что $7x^2 + 11 = 15y^2$

3. Изначально на столе лежит куча из 2008 спичек. За ход можно выкинуть из какой-либо кучки 1 спичку, после чего разделить одну из кучек на две. Выкидывать из кучки последнюю спичку нельзя. Могут ли через несколько ходов на столе остаться только несколько кучек из 3 спичек каждая?

4. Натуральные числа x и y таковы, что сумма дробей $\dfrac{x^2-1}{y+1}+\dfrac{y^2-1}{x+1}$ — целое число. Докажите, что каждая из этих двух дробей есть целое число.

5. Даны $17$ натуральных чисел $a_1, a_2, . . . , a_{17}$. Известно, что $a_1^{a_2} = a_2^{a_3} =a_3^{a_4} =... = a_{17}^{a_2}$ . Докажите, что $a_1=a_2=...=a_{17}$

2) Насчет второй задачи. Есть такие наброски: Если $y$ достаточно велико, то $x>y$. Квадрат целого числа может оканчиваться на $0,1,4,6,9$.
Тогда $7x^2$ может оканчиваться на $0, 7, 8, 2, 3$, тогда $7x^2+11$ может оканчиваться на $1,8,9,3,4$. Ясно, что $y^2$ может оканчиваться на $0,1,4,6,9$.
Пересечением последних двух множеств являются элементы $1,4,9$. Это значит, что $y^2$ будет заканчиваться $1,4,9$, при этом $x^2$ будет оканчиваться на $0,4,9$.
Пока что только так удалось сузить область поиска. Но как дальше?

4) $\dfrac{x^2-1}{y+1}+\dfrac{y^2-1}{x+1}=\dfrac{(x^2-1)(x+1)+(y^2-1)(y+1)}{(y+1)(x+1)}$

Нам дано, что $\dfrac{x^2-1}{y+1}+\dfrac{y^2-1}{x+1}=k$, где $k\in\mathbb{Z}$. Попробуем от противного. Пусть это не так. Тогда каждое из чисел $a=\dfrac{x^2-1}{y+1}$ и $b=\dfrac{y^2-1}{x+1}$ есть нецелые числа (только одно из них не может быть нецелым, потому как тогда сумма целого и нецелого будет нецелой, то противоречит условию). Как я понимаю, что $a$ и $b$ не могут быть иррациональными.
Предположим, что они рациональны. Значит они представимы в виде несократимых дробей $a=\dfrac{p}{q}$, $b=\dfrac{n}{m}$, где $q\ne 1$, $m\ne 1$.

$\dfrac{x^2-1}{y+1}=\dfrac{p}{q}$, $\dfrac{y^2-1}{x+1}=\dfrac{n}{m}$. При этом $\dfrac{pm+nq}{mq}=k\in\mathbb{Z}$

Заметим что в обоих выражениях есть взаимнообратные множители $\dfrac{x+1}{y+1}$ и $\dfrac{y+1}{x+1}$. Пока что на этом идеи у меня закончились в этой задаче.

5) Пытался доказывать от противного, не удалось дойти до противоречия.

1), 3) Пока что идей нет, но как появятся, обязательно напишу!

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьные олимпиадные задачи.
Сообщение07.07.2015, 23:36 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
ole-ole-ole в сообщении #1034471 писал(а):
Квадрат целого числа может оканчиваться на $0,1,4,6,9$.

А на 5?

ole-ole-ole в сообщении #1034471 писал(а):
Ясно, что $y^2$ может оканчиваться на $0,1,4,6,9$.

А $15y^2$?

А дальше мне лень бегать прокруткой по нескольким экранам с Вашими пятью задачами и с некоторыми попытками решения. Если хотите обсуждать эффективно, создавайте отдельно тему для каждой задачи. Как показывает опыт, иначе ничего хорошего всё равно не выйдет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьные олимпиадные задачи.
Сообщение08.07.2015, 05:43 
Супермодератор
Аватара пользователя


20/11/12
5728
 i  ole-ole-ole, создайте для каждой задачи отдельную тему с попытками решения. Копипаст Вам поможет.
Эта тема закрыта.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 3 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group