2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Вступительные задачи в СПбГУ (неравенство, прогрессия)
Сообщение19.10.2007, 20:58 


19/10/07
7
У меня никак не получается решить задачу с вступительного экзамена в СПбГУ за 2006 год, экономический факультет.

$2\sqrt{x+1} \leqslant x+1 - \frac{3}{x}$

Помогите, пожалуйста

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение19.10.2007, 22:13 
Аватара пользователя


14/10/07
241
Киев, мм
Cразу предупреждаю, решение у меня техническое, но ясное, реализуется за 5-8 минут.
1) Постройте график левой и правой части(учтите монотонность и асимптотику правой части ). Как маленькое вознаграждени вы сразу получите часть ответа $[-1,0)$
2)сразу увидите( и докажите!), что при &x>0& cуществует одна точка пересечения графиков
(впрочем дальше в решение вы это и на "халяву" :oops: получите)

3) Как найти же эту точку.
Приводите уравнение к виду $(\sqrt{(x+1)}-1)^2>= \frac 3 x +1 $
4) Делаем несложную замену \sqrt{x+1}-1=t, t>0,откуда x=(t+1)^2-1
5) Приводите к общему знаменателю, получаете дробно-рациональное нерваенство.
6) У вас должно в числителе выйти так $ (t^2+t)^2-2(t^2+t)-3$,а дальше знаменатель-положителен, отсюда и числитель должен быть положительным.
7) Делаете еще одну замену $m=t^2+t$
8) Дальше, думаю, ясно :wink: , не забудьте вернутся к старым переменным.Успехов. :D

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение20.10.2007, 07:36 
Заслуженный участник


09/02/06
4382
Москва
Оно же не верное. Возьмите х=1, получите 2\sqrt 2 \le -1$. :D

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение20.10.2007, 07:55 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/03/06
13626
Москва
Руст писал(а):
Оно же не верное. Возьмите х=1, получите 2\sqrt 2 \le -1$
Несколько странно утверждать про неравенство, которое требуется решить, то есть определить все те значения переменной, которые обращают его в верное числовое неравенство, что оно неверное, если оно не выполняется в некоторой точке :shock:

 Профиль  
                  
 
 Re: Вступительная задача в СПбГУ
Сообщение20.10.2007, 09:40 


08/09/07
125
Екатеринбург
K6Dn7 писал(а):
У меня никак не получается решить задачу с вступительного экзамена в СПбГУ за 2006 год, экономический факультет.

2\sqrt{x+1} \leqslant x+1 - \frac{3}{x}

Помогите, пожалуйста


Замена : $ t=\sqrt{x+1}$.
Тогда $t\ge 0,\;\; x=t^2-1 $ .
Неравенство приводится к виду:
$  \frac{t^4-2t^3-t^2+2t-3}{t^2-1}\ge 0$
Требуется числитель разложить на множители. К сожалению, рациональных корней числитель не имеет. Раскладываем его на множители методом неопределенных коэффициентов:
$ t^4-2t^3-t^2+2t-3=(t^2+at+b)(t^2+ct+d)$
Раскрывая справа скобки и приравнивая коэффициенты при одинаковых степенях, получим систему, из которой легко угадываются значения неопределенных коэффициентов.
В результате получаем неравенство
$  \frac{(t^2-t+1)(t^2-t-3)}{t^2-1}\ge 0$
Первая скобка в числителе всегда неотрицательна, поэтому неравенство равносильно
$  \frac{t^2-t-3}{t^2-1}\ge 0$
c учетом
$t\ge 0 $ .

Дальше просто.

Добавлено спустя 9 минут 54 секунды:

Brukvalub писал(а):
Руст писал(а):
Оно же не верное. Возьмите х=1, получите 2\sqrt 2 \le -1$
Несколько странно утверждать про неравенство, которое требуется решить, то есть определить все те значения переменной, которые обращают его в верное числовое неравенство, что оно неверное, если оно не выполняется в некоторой точке :shock:

Думаю, что Руст просто пошутил. Но с намеком. Надо полностью писать условие задачи. В условии про это неравенство ничего не сказано. Быть может, требовалось доказать, что оно выполняется для всех действительных чисел?
Тогда Руст прав, приведя "контрпример". :wink:

 Профиль  
                  
 
 Re: Вступительная задача в СПбГУ
Сообщение01.11.2007, 15:49 


19/10/07
7
venja писал(а):
Думаю, что Руст просто пошутил. Но с намеком. Надо полностью писать условие задачи.


Хорошо, согласен. Вот ещё одна задача, с которой я не могу справиться. СПбГУ, биолого-почвенный факультет 2006 год.

При каких значених x числа 2-4x, 3-3х и 7-6х являются членами некоторой арифметической прогрессии, разность которой больше 3, и при этом 3-3х и 7-6х являются третьим и двадцать третьим её членами соответственно?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение01.11.2007, 16:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/10/07
1221
Самара/Москва
В чем именно сложность возникает? Составить систему, решить ее или интерпретировать результат?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение01.11.2007, 16:59 


19/10/07
7
Henrylee писал(а):
В чем именно сложность возникает? Составить систему, решить ее или интерпретировать результат?


Систему не составить. Например, что делать с 2-4x? Не факт же, что это первый или второй член прогрессии.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение01.11.2007, 17:02 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/10/07
1221
Самара/Москва
K6Dn7 писал(а):
Henrylee писал(а):
В чем именно сложность возникает? Составить систему, решить ее или интерпретировать результат?


Систему не составить. Например, что делать с 2-4x? Не факт же, что это первый или второй член прогрессии.


Нет проблем. Обозначь номер этого члена прогрессии за n и запиши условие. Не страшно, если приходится вводить новые ненужные (на первый взгляд :)) переменные. Избавишься после. А возможно они и помогут :wink:

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение01.11.2007, 17:06 


19/10/07
7
Henrylee писал(а):
K6Dn7 писал(а):
Henrylee писал(а):
В чем именно сложность возникает? Составить систему, решить ее или интерпретировать результат?


Систему не составить. Например, что делать с 2-4x? Не факт же, что это первый или второй член прогрессии.


Нет проблем. Обозначь номер этого члена прогрессии за n и запиши условие. Не страшно, если приходится вводить новые ненужные (на первый взгляд :)) переменные. Избавишься после. А возможно они и помогут :wink:


Ну так я пробывал. Не получается! Я не могу получить из системы, что n - фиксированное число.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение02.11.2007, 04:53 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


17/10/05
3709
:evil:
K6Dn7 писал(а):
Я не могу получить из системы, что n - фиксированное число.

А разве это нужно? Вроде достаточно, чтобы оно было натуральным.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение02.11.2007, 09:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/10/07
1221
Самара/Москва
K6Dn7 писал(а):
Ну так я пробывал. Не получается! Я не могу получить из системы, что n - фиксированное число.


Систему напиши сюда, которую составил. И преобразования, которые делал. И покажи как именно у тебя не получается. В каком месте.
PS Задача простая. Могу сразу ответ написать, но не буду :twisted:

 Профиль  
                  
 
 Re: Вступительные задачи в СПбГУ
Сообщение02.11.2007, 13:38 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


21/12/05
5907
Новосибирск
Первая в таком виде, имхо, крутовата для экономистов. На мой взгляд хватило бы и такой:

2\sqrt{x+1} \leqslant x+1 - \frac{3}{x+1}

После напрашивающейся замены и домножения (а чего стесняться - на положительное домножаем) получается неравенство 4-й степени. Один корень виден сразу, а другой после первого не вычислить уже просто нельзя. Поскольку тут всё замечательно срастается, то полагаю, что в условии просто очепятка. Однако в таком случае на месте автора я бы вместо $\leqslant$ взял $\geqslant$.

По прогрессии воздержусь от подсказок - уж вроде всё, что надо, сказали.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вступительные задачи в СПбГУ
Сообщение02.11.2007, 21:57 


19/10/07
7
Пишем систему :
1. \ 2-4x=a_1+d(n-1)
2. \ 3-3x=a_1+2d
3. \ 7-6x=a_1+22d
4. \ d>3
Решаем систему, получаем, что
1. \ $ d = \frac {4-3x} {20}$
2. \ a_1= \frac {-27x+26} {10}
Из первого уравнения системы найдём, что $x= \frac{4(n-1)+12} {3(n-1)-26}
Так как d>3, то x< $ \frac {-56} {3}$, поэтому
n может равняться или 1, или 2, или 3, или 4. Очевидно, что 1 и 2 не подходят. Три тоже. Остаётся 4. Но тогда $ x= \frac {-24} {17}$
Но последний результат тоже нам не подходит. Всё, задача не имеет решения.

В первой задаче никакой опечатки нет. Вот, смотрите: http://www.mathnet.spb.ru/univ/spbgu/2006.htm

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение02.11.2007, 22:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/03/06
13626
Москва
K6Dn7 писал(а):
n может равняться или 1, или 2, или 3, или 4.
Вот тут и ошибочка вышла, n=9. Ведь что обидно - так хорошо решали, а по-человечески решить последнее неравенство поленились! А если так вляпаться на экзамене - будет обидно до слёз!

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group