2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Музыка это как ножом по стеклу.
Сообщение08.02.2015, 17:42 
Заслуженный участник


07/07/09
5284
О музыке идет речь в теме Экспертно-музыкальная система и в теме сознание коснулись семантики и синтаксиса музыки. В обоих случаях отмечалось, что музыка это благозвучное сочетание звуков не несущее смысла.

Некоторые считают , что благозвучие не главное в музыке. Когда она "задевает за живое" , что-то внутри влетает до небес и трепещет, как на ветру. Практически всем знакомо резкое ощущение мурашек по коже , когда ножом скоблят по стеклу или по железу, у некоторых , когда ножом проводит по стопке газет.
Такое же по силе ощущение возникает на некоторых аккордах мелодии.

Я пробовал поискать об этой стороне музыки, но сведений очень мало , в основном о благозвучии. Хотелось бы побольше узнать о природе этого эффекта, о музыке его вызывающей и о состоянии души , в котором проявляется эта сторона музыки.

 Профиль  
                  
 
 Re: Музыка это как ножом по стеклу.
Сообщение08.02.2015, 21:55 


26/08/10
646
Xey в сообщении #975477 писал(а):
В обоих случаях отмечалось, что музыка это благозвучное сочетание звуков не несущее смысла.
Не так.
Смысл имеет, семантики не имеет -- не имеет обозначаемого предмета. Не является знаком или обозначением чего-то, кроме себя. Это не миметическое искусство, не изобразительное.

А откуда берется собственный смысл -- это хитрый вопрос.
При некотором навыке уловить можно, объяснить трудно. В основе лежат понятия консонанса, далее тяготения ступеней лада и разрешения в тонику. Физиологически это ощущается как потребность следования одного звука за другим -- вот не будет тебе покоя, пока не прозвучит тоника. Откуда берется потребность, неизвестно, но ощутить можно. Наглядный пример: фильм "Иван Васильевич меняет профессию". Погоня, персонажи на колокольне запутались в веревках, Бунша нечаянно сыграл на колоколах начало фразы "Подмосковных вечеров", Милославский доиграл фразу до конца. Кстати, нечисто доиграл, но все равно без этого бежать дальше нельзя. Вот здесь эпизод, конец второй минуты ролика. Потребность завершения фразы. Она еще острее, если не хватает одной последней ноты. Ощущается, даже если мелодия незнакомая, раньше не слышал. Это логика самой фразы, ухо вычисляет тонику, требует продолжения.

Это самый простой эффект -- одна фраза. А есть сложные построения, содержательно богатые. Музыканты это изучают, предметы у них есть такие, гармония, контрапункт... А есть популярные книжки, популярные курсы. В России Кабалевский много занимался музыкальным просветительством, в Америке Бернстайн, разъясняли широкой публике, как научиться понимать музыку.

:oops:

 Профиль  
                  
 
 Re: Музыка это как ножом по стеклу.
Сообщение09.02.2015, 14:22 
Заслуженный участник


07/07/09
5284
Magazanik в сообщении #975591 писал(а):
в Америке Бернстайн, разъясняли широкой публике, как научиться понимать музыку.

Слышать, различать, понимать приемы использованные композитором или исполнителем, это одна сторона . Есть другая, где музыкальная грамота не нужна, может "зацепить", а завтра нет.
Цитата:
Всем известно, что во время прослушивании музыки возникают такие сильные ощущения, как дрожь в теле и «легкие мурашки». Именно эти необыкновенные ощущения и есть преславутая «музыкальная дрожь». Интересный факт: такие ощущения испытать дано далеко не каждому человеку. Исследования ученых показали, что из музыкантов такие ощущения испытывают примерно 90% и всего 53% всех людей. Ученые так же утверждают, что такой процесс контролировать невозможно.
http://mif-facts.com.ua/музыкальная-дрожь-что-это-такое/

на запрос "мурашки, дрожь " поисковик находит десятки страниц ни о чем.

 Профиль  
                  
 
 Re: Музыка это как ножом по стеклу.
Сообщение09.02.2015, 15:01 


21/11/12
997
Санкт-Петербург
Magazanik в сообщении #975591 писал(а):
Физиологически это ощущается как потребность следования одного звука за другим -- вот не будет тебе покоя, пока не прозвучит тоника.

Говорят, Густав Малер, присутствуя на премьере музыки Шенберга, подошел после концерта к пианисту и попросил взять его до мажор. Сказал спасибо и пошел домой.
Xey в сообщении #975830 писал(а):
на запрос "мурашки, дрожь " поисковик находит десятки страниц ни о чем.

Так это и есть ни о чем. Всё что можно выразить словами - уже литература. Мурашки означают, что Вы - живой человек.

 Профиль  
                  
 
 Re: Музыка это как ножом по стеклу.
Сообщение09.02.2015, 22:46 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
8789
Музыка - это климат сердца. Остальное неважно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Музыка это как ножом по стеклу.
Сообщение10.02.2015, 14:13 


27/02/09
2374
Magazanik в сообщении #975591 писал(а):
Физиологически это ощущается как потребность следования одного звука за другим -- вот не будет тебе покоя, пока не прозвучит тоника.

Примерно на эту тему - эстетическая теория математика Дж. Биркгофа

 Профиль  
                  
 
 Re: Музыка это как ножом по стеклу.
Сообщение10.02.2015, 18:41 


26/08/10
646
druggist в сообщении #976257 писал(а):
Примерно на эту тему - эстетическая теория математика Дж. Биркгофа
Спасибо. Нашел я упоминания его работы "Эстетическая мера", но самой ее на русском языке не нашел, только пересказы видел.
Вроде бы по пересказам он меру связывает с упорядоченностью и сложностью, то и другое выражает количественно.

Элементарная теория музыки тоже имеет количественную подоплеку, только попроще, чистая арифметика, от Пифагора идет, обыкновенные дроби, выражающие отношения длины струн. Гармония этой арифметикой вообще-то объясняется: грубо говоря, если отношения длины струн (и стоящих за ними частот) выражаются маленькими числами, они хорошо звучат вместе, если числа побольше -- интервал звучит плохо. 2:3 или 3:4 -- консонанс, а 5:9 или 8:9 -- диссонанс. Слитность звучания -- консонанс -- имеет причиной совпадение основного тона одной струны с первыми гармониками (обертонами) другой, которые выражаются дробями 1/2, 1/3, 1/4, -- это удвоенная, утроенная, учетверенная частота основного тона, возникает как бы от переламывания струны в середине, в третях, четвертях, соответственно, звучания ее долей, более коротких струн. Более далекие обертоны диссонируют, а обертоны дальше 1/10 ухом не воспринимаются вообще.

Это пифагорейская теория лада и гармонии, она вполне надежна, но вот мелодики, тяготения ступеней эта теория не объясняет. Ни разу в жизни не видел хорошего объяснения в книгах по теории музыки, не слышал от математиков, хотя среди знакомых математиков были продвинутые любители музыки.

:oops:

 Профиль  
                  
 
 Re: Музыка это как ножом по стеклу.
Сообщение10.02.2015, 19:21 


27/02/09
2374
Я про теорию Дж. Биркгофа прочитал в книге Манфреда Шрёдера "Фрактоалы, хаос, степенные законы". Хотел скопипастить, но чё-то не получается :-(

 Профиль  
                  
 
 Re: Музыка это как ножом по стеклу.
Сообщение27.04.2016, 02:39 
Аватара пользователя


21/08/12

37
Что на одном инструменте диссонанс на другом может быть его родным отвратительным тембром.

 Профиль  
                  
 
 Re: Музыка это как ножом по стеклу.
Сообщение27.04.2016, 02:51 
Модератор
Аватара пользователя


20/03/14
10277
 !  NO. Предупреждение за систематический бессвязный/малосодержательный некропостинг.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Mikhail_K, Xaositect


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group