2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки

Периоды труда и отдыха
Сообщение20.08.2014, 12:42 
Доброго времени суток всем!
Я студент 4го курса крупного технического университета. Поступал по олимпиаде, очень усиленно готовился в течение года до поступления.
Еще в то время очень интересовался теоретической (научной?) и практической подоплекой процесса обучения в принципе и точным наукам в частности. Очень хотелось знать, как правильно организовать процесс обучения, чтения математических книг, выполнению творческих(математика не отделима от творчества, как я считаю) задач.
К сожалению, в то время не нашел никакого материала в сети по этому поводу. Что только не искал, но в конце концов упирался в сухую классификацию методов и форм обучения в серьезных научных книгах.
Мой же вопрос звучал несколько иначе.
Мне хотелось знать,

1. насколько долго мозг сохраняет способность эффективно (!) трудиться и записывать новую информацию
2. Какие периоды напряжения (именно умственного) и отдыха оптимальны для человека ( понятно, что все очень индивидуально, но все же )
3. Как лучше подойти к организации процесса обучению ? ( с утра 2 часа потом перерыв 1 час и так далее )
4. Как почувствовать и понять, что надо отдохнуть, потому что мозг утратил сконцентрованность на задаче, и как следствие - процесс обучения замедлился?

Сейчас, перед поступлением в магистратуру, все эти вопросы вновь обрели актуальность.

Итак, главный вопрос, на который я бы хотел знать ответ, звучит так: Как организовать свою деятельность, чтобы максимально быстро и, что важнее(!), качественно освоить точную дисплину ( будь то курс по тфкп или теории вероятности).

Вопрос для меня чрезвычайно важный, поэтому прошу делиться любыми мыслями и соображениями по этому поводу.
Если кто знает какую полезную литературу, отвечающую, хотя бы отчасти, на эти вопросы - прошу поделитесь.

Заранее благодарю.

Re: Периоды труда и отдыха
Сообщение20.08.2014, 15:24 
Все эти периоды давно "нащупаны" практически, и неоптимальность тут составляет не больше чем порядка двойки. Это обычное расписание: академические часы по 45 минут с 5-10-15-минутными перерывами, по 2 часа (не больше) занятия одним предметом (пара), возвращение к предмету от 2 раз в день (утром занятие, вечером д. з.) до раз в 2-4 дня, раз в неделю - отдых подольше, крупные обзоры и повторения раз в 1-2-4 месяца (коллоквиум, семестровый зачёт), и за 4-12 месяцев - достигается уровень свободного использования материала. Еда, зарядка/физические нагрузки, прогулки, сон и т. д.

Пока вы молоды, можно заниматься "до упора", когда мозг утратит сконцентрированность на задаче - он вам сам скажет :-) Можно даже иногда провести пару суток без сна, но потом вы впечатываетесь лбом в столешницу.

Важнее другие аспекты, про которые вы не говорите: прорабатывать выкладки и доказательства, решать задачи, устраивать самоконтроль, проверять себя по другим учебникам и по обсуждениям с другими людьми, придумывать собственные задачи, вычисления, рассуждения и доказательства. Это всё важно и специфично именно для точных дисциплин.

Сообщение20.08.2014, 15:44 
Присоединюсь к написанному Munin в последнем абзаце. Решайте задачи, иначе ничего не усвоите.

Сообщение22.08.2014, 07:57 
Спасибо большое за ответ - постараюсь следовать ему всецело.
Еще раз благодарю.

Сообщение19.05.2015, 12:12 
Для тех, кто как и я искал как правильно учиться, каким образом постигать науки, делать это эффективно -- очень советую книгу Make It Stick: The Science of Successful Learning.
В ней есть ответы почти на все мои вопросы и даже на те, о которых я не подозревал.
В ней описаны распространенные заблуждения относительно процесса человеческого обучения, рассматриваются исследования, эксперименты над качеством усвоения материала и даются практические рекомендации о том, как правильно учиться.
Я считаю, что на первом курсе нужно преподавать эту книгу, как один из обязательных курсов.

[ Сообщений: 5 ]