Располагая развитым воображением, владея сильной, смелой волей, человек издавна мог не только антропоморфизировать природные явления, но и далеко выходить за нелепые рамки природных ограничений, наложенных на него законами природы, - и это, разумеется, в высшей степени и должно было бы быть характерно для сильных, свободных личностей, таких, как воины и тираны.
Например, описывая жизнь "невозмутимого" цезаря Гая Калигулы, Гай Светоний Транквилл упоминает и такой любопытный факт, как его желание совокупляться с Луной:
Цитата:
По ночам, когда сияла полная луна, он неустанно звал ее к себе в объятия и на ложе
Разумеется, теперь уже вряд ли возможно узнать, насколько цезарь преуспел в своих желаниях... и уступила ли Луна его страсти, как Юпитер Капитолийский? Интересно другое: задействуя скрытые ресурсы человеческой психики, направляя и углубляя такое измененное состояние сознания, как медитация, учителя "спокойных" даосских воинов школы Шоу помогают им не только постигать эротическую суть Луны, но и наслаждаться ею, - причем и в этом случае Эрос направляется на полную Луну:
Цитата:
- Попробуйте понять суть луны, пропустить ее через себя, - сказал Ли.
Мы медитировали. Славик сидел на земле, вытянув ноги вперед и опираясь на руки.
- Я немного научился раздвигать луну, но я никак не могу пропустить ее через себя, не могу стать ею, - грустно пожаловался он, немного заикаясь.
Ли подошел к нему и присел на корточки за его спиной.
- Посмотри, какая луна красивая, - мягко сказал он. - Сейчас она спустится к тебе, она уже идет к тебе, она охватывает тебя всего.
Я отвлекся от выполнения упражнения и замер, наблюдая за ними.
- Не правда ли, она похожа на женщину, - тихим голосом сказал Ли. - На красивую недоступную женщину, которая сейчас войдет в тебя.
Тело Славика изогнулось и содрогнулось несколько раз. Потом я узнал от него, что он испытал сильнейший оргазм. Луна превратилась в прекрасную бледную женщину, которая приблизилась к нему, вошла в его ноги и прошла через его тело. Потом она снова вошла в него, но уже со стороны головы, и вышла из ног. Когда сладострастные конвульсии перестали сотрясать тело Славика, луна вновь стала бледным сияющим диском и вернулась на свое место на небе.
Явный эротический контекст прослеживается и в великолепном романе Густава Майринка "Ангел Западного окна", причем теперь уже не полная, но ущербная Луна овладевает постепенно всеми помыслами героя:
Цитата:
Было до того светло, что я невольно поискал глазами лунный диск и обнаружил его затерявшимся в гигантских кронах каштанов. Но вот Луна, все еще полная - если бы не маленький, едва уловимый изъян, ее окружность была бы идеальной, - выплыла из-за темных стволов, и мертвенно-зеленоватое, окольцованное красной аурой сияние воцарилось над валом. Пока я в изумлении рассматривал это сумрачное свечение, не в силах отделаться от образа сочащейся кровью раны, странная неуверенность вновь овладела моей душой. Что это, реальность или ожившее воспоминание? Мерцающий диск пересек темный хищный силуэт какой-то необычайно стройной женщины. Значит, это ее сливающаяся с сумраком фигура струилась меж каштанов по параллельной аллее - да, да, именно струилась! Я вздрагиваю: из ущербной Луны появляется княгиня в своем платье черненого серебра и шествует мне навстречу...
Потом видение вдруг исчезло, а я, как безумный, все носился по валу и успокоился только тогда, когда набил шишку и обругал себя последним идиотом.
Встревоженный, продолжал я свой путь. В такт шагов тихо напевал себе под нос и вдруг прислушался к тем словам, которые бездумно сходили с моих губ и сами по себе ложились на эту унылую, тягучую мелодию:
Ущербная Луна.
Ночь шита серебром.
Ты смотришь на меня.
Ты помнишь обо мне.
Как крошечен ущерб отточенным серпом,
но как бездонна щель, как пристально узка...
Ущербная Луна, любимая планета черных магов... и стоит ли удивляться тому, что в данном случае эротическая инициатива исходит теперь уже от самой Луны, от "провозвестницы немыслимых любовных экстазов" Исаис Черной? Которая так напоминает демоницу Хель, и которая снова идет на приступ "с обнаженным клинком", снова пытаясь заполучить магический кинжал двуликого Бафомета... но камень философов реинкарнации Джона Ди камнем в почках, увы, теперь уже не оказывается...
Любопытно, впрочем, что символика фаз Луны оказывается наполненной не только магическим, но и возрастным смыслом, - и, если с полной и ущербной Луной тюрки ассоциировали зрелую женщину и мудрую, но сварливую старуху, соответственно, - то новая Луна символизировала юную девушку, которая взрослеет день ото дня. Но был ли в истории хотя бы один пример Эроса, направленного не на полную или ущербную, но на растущую Луну (с которой, например, вполне мог бы быть ассоциирован образ набоковской Лилит-Лолиты)?