Когда читаешь про весь этот парадокс с какими-то там "близнецами", голова пухнет от обилия лишнего. Зачем-то какие-то близнецы, когда достаточно часов, какие-то расставленные на миллиарды километров ряды других часов, по которым будет сверяться путешественник (ага, пролетая на релятивистской скорости будет в иллюминатор разглядывать) и т.д.
Все формулы в педивики
есть, так что здесь будем считать, что все всё уже знают.
Кроме того, теория многократно проверена с точки зрения неподвижного земного наблюдателя и в том, что хотя бы для каких-то случаев и условий она работает, сомнений нет (а случаев, когда не работает, вроде не выявили).
Таким образом, любые вариации скорости течения времени в зависимости от относительной скорости движения можно просчитать заранее, и затем просто убедиться, что всё действительно так и есть (что и происходит постоянно у пользователей систем глобальной навигации).
Итак, раз уж всё можно просчитать заранее, то составляем план полёта.
Два корабля К1 и К2 вылетают одним курсом со станции СТ, ускоряясь за планковское время до скорости
от скорости света. Мы планируем полёт так, чтобы на 10 секунде с точки зрения СТ корабль К1 остановился. Зная формулы, рассчитываем, что тормозной импульс для этого должен произойти на 5 локальной секунде по часам, установленным на К1. После остановки сверяем часы и координаты - и правда, часы К1 отстали на 5 секунд от часов СТ, К1 находится на удалении 7,5 световых секунд в точно предсказанной точке пространства.
На 20 секунде по часам СТ тормозит и К2 (на его часах в это время 10 секунд), также оказываясь в рассчитанной точке на удалении от СТ в 15 световых секунд, накопив отставание своих часов на 10 секунд от часов СТ.
В этот момент на часах СТ 20 секунд. На часах К1 15 секунд (так как после остановки следующие 10 секунд шли синхронно с СТ). На часах К2 10 секунд. Теория же не врёт?
Но. Когда К1 тормозил, то с точки зрения движущегося равномерно и прямолинейно (читай - покоящегося) К2 он занимался не торможением, а ускорением. Соответственно, часы на К1 должны были идти медленнее, чем на К2. Я предполагаю, что медленнее опять же в два раза, но 1) не уверен в конкретной цифре и 2) цифра не важна, важно, что медленнее.
Когда К2 затормозил, то со своей собственной точки зрения он просто "догнал" систему отсчёта К1 и упокоился там, зафиксировав, что пока К1 удалялся от К2, часы К1
отстали от К2, но теперь идут в одном темпе. Есть ли у нас основания считать, что это не так? Вроде бы нет.
Зато есть станция СТ. Она фиксирует, что в соответствии с расчётами, на часах СТ 20 секунд, на часах К1 15 секунд (5 медленных за время полёта и 10 синхронных с СТ), а на часах К2 10 секунд, и не каких-нибудь субъективных, а вполне себе объективных (на расстоянии в несколько световых секунд совсем несложно обменяться радиограммами и внести поправку на скорость распространения сигнала). Все трое покоятся в одной системе отсчёта. А часы К1
обгоняют К2.
Так обгоняют или отстают? Реальность расщепилась?