Здравствуйте,
LabX!
Я приведу не свой пример априорного суждения, но два примера, которые я встретил у Артура Шопенгауэра, когда он рассматривал в «
Parerga und Paralipomena» вопрос о
паралогизме личности (речь идет о внутреннем чутье, inneres Sinn; кстати я не уверен, что Sinn здесь будет по-русски чутье) в
трансцендентальной диалектике Канта.
Поясняя время в сравнении с пространством, Шопенгауэр проводит следующее рассуждение, следуя за Кантом: Касательно какого бы то ни было движения можно
a priori заключить, что оно становится воспринимаемым (wahrnehmbar) при сравнении с чем-то покоящимся. Откуда следует, что протекание времени не может восприниматься, если не существует ничего, что оставалось бы непричастным к нему (протеканию), сравнительно с которым мы сравниваем движение (ход времени). Пространство и время должны (müssen) служить к обоюдному пояснению, в силу чего мы должны представить себе время как прямую, чтобы, созерцательно схватывая (anschaulich auffassend) ее
a priori, конструировать ее.
(Здесь можно вспомнить, что время согласно Канту и Шопенгауэру это созерцательная форма нашего интеллекта, Anschauungsform unseres Intellekts).
Т. е. существует нечто, мимо которого протекает время со своим содержащим (vorbeifließt), подобно тому, как в сфере внешнего чутья (äußeres Sinn) это материя с изменяющимися акциденциями. Здесь Шопенгауэр считает, что, утверждая, что не само время протекает, а всего лишь явления (Erscheinungen) в нем, Кант тем самым допускает ошибку, противоречащую его собственному учению (Шопенгауэр здесь отмежевывается от Канта на основании априорной убежденности); и Шопенгауэр выявляет ее другим априорным суждением: есть Gewißheit (убежденность)
a priori в том, что даже если все вещи в небе и на Земле вдруг остановятся, время продолжит свой ход ненарушенным образом (ungestört); чтобы, когда природа опять задвижется, вопрос о продолжительности перерыва мог получить вполне определенный ответ.
Можно почитать подробнее об этом в: «Parerga und Paralipomena», Bd. 1, Fragmente zur Geschichte der Philosophie,
Noch einige Erläuterungen zur Kantischen Philosophie.