2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 "Критика чистого разума" И. Кант
Сообщение18.12.2013, 17:15 
Аватара пользователя


11/12/12
8
Уважаемые форумчане, помогите разобраться!
Приведите пожалуйста для примера по два своих суждения:
а) Априорного
б) Аналитического
в) Апостериорного
г) Синтетического априорного
д) Синтетического апостериорного

Заранее спасибо за любую помощь!

 Профиль  
                  
 
 Re: "Критика чистого разума" И. Кант
Сообщение18.12.2013, 20:19 
Аватара пользователя


06/06/13
1
Здравствуйте, LabX!

Я приведу не свой пример априорного суждения, но два примера, которые я встретил у Артура Шопенгауэра, когда он рассматривал в «Parerga und Paralipomena» вопрос о паралогизме личности (речь идет о внутреннем чутье, inneres Sinn; кстати я не уверен, что Sinn здесь будет по-русски чутье) в трансцендентальной диалектике Канта.

Поясняя время в сравнении с пространством, Шопенгауэр проводит следующее рассуждение, следуя за Кантом: Касательно какого бы то ни было движения можно a priori заключить, что оно становится воспринимаемым (wahrnehmbar) при сравнении с чем-то покоящимся. Откуда следует, что протекание времени не может восприниматься, если не существует ничего, что оставалось бы непричастным к нему (протеканию), сравнительно с которым мы сравниваем движение (ход времени). Пространство и время должны (müssen) служить к обоюдному пояснению, в силу чего мы должны представить себе время как прямую, чтобы, созерцательно схватывая (anschaulich auffassend) ее a priori, конструировать ее.

(Здесь можно вспомнить, что время согласно Канту и Шопенгауэру это созерцательная форма нашего интеллекта, Anschauungsform unseres Intellekts).

Т. е. существует нечто, мимо которого протекает время со своим содержащим (vorbeifließt), подобно тому, как в сфере внешнего чутья (äußeres Sinn) это материя с изменяющимися акциденциями. Здесь Шопенгауэр считает, что, утверждая, что не само время протекает, а всего лишь явления (Erscheinungen) в нем, Кант тем самым допускает ошибку, противоречащую его собственному учению (Шопенгауэр здесь отмежевывается от Канта на основании априорной убежденности); и Шопенгауэр выявляет ее другим априорным суждением: есть Gewißheit (убежденность) a priori в том, что даже если все вещи в небе и на Земле вдруг остановятся, время продолжит свой ход ненарушенным образом (ungestört); чтобы, когда природа опять задвижется, вопрос о продолжительности перерыва мог получить вполне определенный ответ.

Можно почитать подробнее об этом в: «Parerga und Paralipomena», Bd. 1, Fragmente zur Geschichte der Philosophie, Noch einige Erläuterungen zur Kantischen Philosophie.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group