2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 28  След.
 
 Re: Помогите нефизику разобраться с примерами по СТО
Сообщение08.08.2013, 11:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Alex707 в сообщении #753091 писал(а):
Я в старших классах учился в спец школе с углубленным изучением физики и математики - так что надеюсь, что только вспомнить придется. Или там всё так сложно, что без диплома Физтеха не понять?

Там не сложно. Там просто другая математика. Та, которая обычно (в курсах, не имеющих отношения к СТО) не упоминается.

По сути - небольшая модификация известных формул, и построение математической теории, отличающейся от стандартной на эту модификацию. Получается как по рельсам, просто и непротиворечиво, но всё-таки непривычно. И эта модификация - ни для чего, кроме СТО, не нужна.

Модификация такая: в обычной (евклидовой) геометрии $n$-мерного пространства длина вектора определяется так:
$$l^2=x_1^2+x_2^2+\ldots+x_n^2.$$ А теперь модифицируем эту формулу таким образом: возьмём несколько слагаемых (с заранее и раз навсегда выбранными номерами) с другими знаками. Получится псевдоевклидова геометрия. В СТО пространство-время - это 4-мерное пространство. Но оси времени и координат входят в формулу с разными знаками:
$$s^2=t^2-x^2-y^2-z^2.$$ (Можно взять все знаки наоборот, то есть, $-+++,$ от этого суть не изменится. Главное - что знаки при $t$ и при других координатах противоположны.) И вот геометрию с таким определением длины вектора предлагается изучить стандартными средствами: векторами и системами координат. Отсюда, из одной этой формулы (и остальных стандартных) получаются все следствия СТО: и сокращение длин, и замедление времени, и фокусы с одновременностью, и постоянство скорости света, и всё продвинутое, что вы могли слышать.

По сути, СТО вполне можно рассказывать школьникам с углублённым изучением физики и математики. Но это редко делают.

-- 08.08.2013 13:01:04 --

Алия87 в сообщении #753147 писал(а):
Чтобы понять основные принципы и разобраться во многих вопросах СТО с помощью метода пространственно-временных диаграмм достаточно математики 8 класса (имеется в виду, что можно обойтись и без гиперболических функций, которые использует Тейлор и Уилер в обозначенной книге).

Можно, но к сожалению, я такой книги не знаю.

А гиперболические функции не сложнее обычных тригонометрических. Тоже отличаются на небольшую модификацию: в тригонометрических функциях основное тригонометрическое тождество
$$\cos^2 x+\sin^2 x=1,$$ а в гиперболических функциях основное гиперболическое тождество
$$\ch^2 x-\sh^2 x=1$$ (читается "косинус гиперболический в квадрате минус синус гиперболический в квадрате..."; в английском языке приняты обозначения $\cosh$ и $\sinh$). После этого, минусы появляются в некоторых других формулах, сравните:
$$\begin{align}\sin(x+y)&=\sin x\cos y+\cos x\sin y&\cos(x+y)&=\cos x\cos y-\sin x\sin y\\\sh(x+y)&=\sh x\ch y+\ch x\sh y&\ch(x+y)&=\ch x\ch y+\sh x\sh y\end{align}$$ $$\begin{align}\sin x&=\dfrac{e^{ix}-e^{-ix}}{2i}&\cos x&=\dfrac{e^{ix}+e^{-ix}}{2}\\\sh x&=\dfrac{e^{x}-e^{-x}}{2}&\ch x&=\dfrac{e^{x}+e^{-x}}{2}\end{align}$$ Вот графики у новых функций поначалу непривычные, и надо сразу избавиться от всяких ассоциаций с периодичностью - гиперболические функции непериодические. Но "машинерия" формул довольно простая, и быстро доводится до автоматизма, так что выучить эти функции полезно чисто для себя, для экономии усилий, как учат таблицу умножения.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите нефизику разобраться с примерами по СТО
Сообщение08.08.2013, 16:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


17/12/08
582
Munin в сообщении #753167 писал(а):

Алия87 в сообщении #753147 писал(а):
Чтобы понять основные принципы и разобраться во многих вопросах СТО с помощью метода пространственно-временных диаграмм достаточно математики 8 класса (имеется в виду, что можно обойтись и без гиперболических функций, которые использует Тейлор и Уилер в обозначенной книге).

Можно, но к сожалению, я такой книги не знаю.

Будет (в электронном виде).
Для домохозяек, пенсионеров и всех, кто помнит математику хотя бы до 8 класса.

-- Чт авг 08, 2013 19:55:27 --

Dredd в сообщении #753163 писал(а):
А расход топлива тогда как? Ест, допустим, корабль, 1 тонну топлива на 1 млн/км. Для наблюдателя с земли расстояние 100 млн. км. - и 100 тонн соответственно надо топлива сжечь, а для космонавта, например расстояние косращается до 2-х млн. км. - 2 тонны получается расход

А разве корабль не по инерции движется?

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите нефизику разобраться с примерами по СТО
Сообщение08.08.2013, 18:32 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17973
Москва
Dredd в сообщении #753163 писал(а):
Это образно про камеру. Смысл в том, что у космонавта все медленнее происходит
У космонавта всё с нормальной скоростью происходит. Это принцип относительности: космонавт в корабле, движущемся по инерции, не выглядывая из корабля наружу, не может определить, с какой скоростью он движется и движется ли вообще. Поэтому, если камеру поставить внутри корабля, то потом, после возвращения на Землю, при просмотре фильма невозможно будет ничего подозрительного заметить: ничего не ускоряется и не замедляется.

А если за космонавтом наблюдать с Земли, то всё будет зависеть от того, в какую сторону движется корабль: если от Земли, то происходящее в корабле будет выглядеть замедленным, а если к Земле — то ускоренным. Это называется эффектом Доплера. Разбор непосредственно наблюдаемого космонавтами и земными наблюдателями с помощью эффекта Доплера можно посмотреть в сообщении http://dxdy.ru/post252625.html#p252625. Пространственно-временная диаграмма к этой задаче:
Изображение


А когда говорят о замедлении хода движущихся часов, то имеют в виду совсем другое. Но обратите внимание, что в этой задаче по корабельным часам экспедиция продолжалась время $2t_0$, а по земным — $\frac{10}3t_0$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите нефизику разобраться с примерами по СТО
Сообщение08.08.2013, 20:52 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17973
Москва
Да, забыл про
Dredd в сообщении #753163 писал(а):
А расход топлива тогда как? Ест, допустим, корабль, 1 тонну топлива на 1 млн/км. Для наблюдателя с земли расстояние 100 млн. км. - и 100 тонн соответственно надо топлива сжечь, а для космонавта, например расстояние косращается до 2-х млн. км. - 2 тонны получается расход?
Расход топлива, естественно, соответствует расстоянию, измеренному в системе отсчёта корабля, то есть, 2 тонны. Да двигатель не успеет сжечь больше.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите нефизику разобраться с примерами по СТО
Сообщение08.08.2013, 21:20 
Заблокирован
Аватара пользователя


03/03/10

4558
Munin в сообщении #753167 писал(а):
Можно, но к сожалению, я такой книги не знаю.
Борн. "Эйнштейновская теория относительности". Старенькая, но довольно приличная книжка именно на таком уровне. Без богомерзких синусов-косинусов...

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите нефизику разобраться с примерами по СТО
Сообщение08.08.2013, 22:26 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Алия87 в сообщении #753241 писал(а):
Будет (в электронном виде).

О, вы делаете? Замечательно! Когда будет - покажите!

-- 08.08.2013 23:49:29 --

myhand в сообщении #753311 писал(а):
Борн. "Эйнштейновская теория относительности". Старенькая, но довольно приличная книжка именно на таком уровне. Без богомерзких синусов-косинусов...

Спасибо. Да, действительно. Буду знать. Правда, ну уж очень тоскливая первая половина книги...

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите нефизику разобраться с примерами по СТО
Сообщение09.08.2013, 08:56 
Заблокирован


19/02/13

2388

(Оффтоп)

Munin в сообщении #753167 писал(а):
...
Модификация такая: в обычной (евклидовой) геометрии $n$-мерного пространства длина вектора определяется так:
$$l^2=x_1^2+x_2^2+\ldots+x_n^2.$$ А теперь модифицируем эту формулу таким образом: возьмём несколько слагаемых (с заранее и раз навсегда выбранными номерами) с другими знаками. Получится псевдоевклидова геометрия. В СТО пространство-время - это 4-мерное пространство. Но оси времени и координат входят в формулу с разными знаками:
$$s^2=t^2-x^2-y^2-z^2.$$ (Можно взять все знаки наоборот, то есть, $-+++,$ от этого суть не изменится. Главное - что знаки при $t$ и при других координатах противоположны.) ...

Получается, в псевдоевклидовой геометрии длина вектора легко может оказаться числом комплексным. А каков физический, интуитивный смысл такой длины? С обычной геометрией всё просто: длина вектора $5$ означает, что эталонный единичный отрезок можно уложить вдоль этого вектора ровно пять раз. А как понять длину вектора, выраженную с применением числа $i$ ?

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите нефизику разобраться с примерами по СТО
Сообщение09.08.2013, 10:46 


08/04/13
26
Someone в сообщении #753301 писал(а):
Да, забыл про
Dredd в сообщении #753163 писал(а):
А расход топлива тогда как? Ест, допустим, корабль, 1 тонну топлива на 1 млн/км. Для наблюдателя с земли расстояние 100 млн. км. - и 100 тонн соответственно надо топлива сжечь, а для космонавта, например расстояние косращается до 2-х млн. км. - 2 тонны получается расход?
Расход топлива, естественно, соответствует расстоянию, измеренному в системе отсчёта корабля, то есть, 2 тонны. Да двигатель не успеет сжечь больше.
Расход( если он вообще нужен ) измерялся в неподвижной СО и был 1 тонна / млн.км ?
Такой и будет. А в СО корабля расход больше... аж 50 тонн/ млн.км

(Оффтоп)

Это чтобы они не спорили в какой СО больше потратилось... :wink:

PS : Или ?

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите нефизику разобраться с примерами по СТО
Сообщение09.08.2013, 11:58 


21/03/13
81
Екатеринбург
zvn333 в сообщении #753410 писал(а):

Такой и будет. А в СО корабля расход больше... аж 50 тонн/ млн.км

(Оффтоп)

Это чтобы они не спорили в какой СО больше потратилось... :wink:

PS : Или ?


Ну на пустом месте предполагать увеличение расхода в 50 раз нельзя. Можно предположить, например, что масса топлива, которая в одной исо воспринимается как 100 тонн, в другой ИСО воспринимается, как 2 тонны. Как вам такое допущение? Вполне логично и непротиворечиво

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите нефизику разобраться с примерами по СТО
Сообщение09.08.2013, 12:29 
Заслуженный участник


29/11/11
4390
без всякой сто расход автомобиля 10л/100км выглядит как 10л/80км если следить за ним из исо велосипедиста. так что не вижу ничего удивительного. в какой-то исо вообще, несмотря на расход топлива, корабль будет терять, а не приобретать кинетическую энергию

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите нефизику разобраться с примерами по СТО
Сообщение09.08.2013, 12:54 


06/01/13
432
Vladimir-80 в сообщении #753394 писал(а):
Получается, в псевдоевклидовой геометрии длина вектора легко может оказаться числом комплексным. А каков физический, интуитивный смысл такой длины? С обычной геометрией всё просто: длина вектора $5$ означает, что эталонный единичный отрезок можно уложить вдоль этого вектора ровно пять раз. А как понять длину вектора, выраженную с применением числа $i$ ?

Первым, кто стал рассматривать СТО как геометрию на все 100%, был Минковский. В своей работе 1908 года он действительно работал с числом $i$. Пространственновременные диаграммы по этому ещё и его именем называют. Физический смысл - различие между пространственно- и временноподобными расстояниями. При чём, imho, лучше "не брать корень", а просто смотреть на квадрат расстояния $ds^2$. Если он, в сигнатуре $(+---)$, положительный, то события (точки) разделены временноподобным расстоянием, если он отрицательный, то пространственноподобным. Если в этой же сигнатуре всё-таки взять корень, то для временноподобного расстояния получиться 2 варианта - 1. положительный, 2. отрицательный - что указывает на то, где находится искомое событие относительно другого. В будущем или прошлом. А для отрицательного $ds^2$ вариант один, что тоже хорошо укладывается.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите нефизику разобраться с примерами по СТО
Сообщение09.08.2013, 13:14 
Заблокирован


19/02/13

2388
Спасибо! Появились идеи по дальнейшему изучению вопроса...

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите нефизику разобраться с примерами по СТО
Сообщение09.08.2013, 13:49 
Заслуженный участник


28/12/12
7781
JoAx в сообщении #753448 писал(а):
А для отрицательного $ds^2$ вариант один, что тоже хорошо укладывается.
Почему один-то? Точно так же два.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите нефизику разобраться с примерами по СТО
Сообщение09.08.2013, 14:40 


06/01/13
432
DimaM в сообщении #753482 писал(а):
Почему один-то? Точно так же два.

Вы наверно так считали:

$ds^2=i^2dr^2$
$ds=idr$
$ds=i(-dr)$

, верно?

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите нефизику разобраться с примерами по СТО
Сообщение09.08.2013, 15:06 
Заслуженный участник


29/11/11
4390
JoAx в сообщении #753506 писал(а):
Вы наверно так считали


разве это неправильно? $(-i)^2 = -1$

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 410 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 28  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group