Последний раз редактировалось Tuttis 07.04.2013, 17:29, всего редактировалось 4 раз(а).
Относительно размерностей. Меня конечно, очень радует, что люди у нас знают алгебру и всякие хитрые понятия математические. Но что меня безмерно удручает, так это то, что понятием меры, процесса измерения люди не владеют даже на уровне школьной программы 2 класса :(
Судя по жж, эта проблема у нас имеет уже масштаб национального бедствия. Когда на полном серьезе люди рассуждают о некоммутативности умножения размерных величин.
Я не поленилась собственноручно порыться в минобразовских документах - программах, требованиях к учащимся 2 класса (так то я физику преподаю и старшим).
И что вы думаете? Каково было мое изумление, когда выяснилось, что по утвержденным стандартам и программам дети после второго класса ОБЯЗАНЫ понимать правильный смысл физических по сути понятий - меры, измерения.
Откуда же берется весь тот бред, который сейчас льется отовсюду про первичность литров а не людей? а именно из попытки приучить к одной единственной "верной" записи решения задач. Люди с детства на всю жизнь запоминают, что размерность результата=размерности первого множителя. Людям корежат мозги те, кто на полном серьезе полагает, что можно в результате неправильного умножения получить людей, а не литры.
Я вам щас объясню, как работать с размерными величинами- безо всяких линейных алгбер и прочих зубодробительных абстракций.
-- 07.04.2013, 17:53 --
Начнем с самого простого. C понятия меры. Что означают выражения 2 метра, три литра, пять яблок, 8 часов, 6 глоких куздр?
Что такое метр и вообще зачем он нужен? Забудьте на время про всякие высшие алгебры и посмотрите на ситуацию чисто житейскую.
Например, вам нужно отыскать в куче досок, сваленных на заднем дворе - одну доску определенной длины (например, чтобы заменить прогнившую доску в полу) - при этом вы НЕ имеете ни линеек, ни сантиметровых лент, ни даже веревок.
Ваши действия? Программа минобраза за второй класс средней школы (причем первого полугодия - до введения умножения еще) подразумевает, что вы будете действовать следующим образом:
найдете более-менее ровную и приятную для ваших глаз палочку, с которой удобно обращаться; размашисто на ней напишете какое нибудь магическое слово (какое вам нравится) - бутявка, сепулька - тут полный простор для воображения; так как смысл все равно один - эталон единицы длины.
Потом выясните, сколько бутявок содержится в длине вашей прогнившей доски - путем тупого прикладывания бутявки к доске. Потом пойдете на задний двор и там выберете новую доску, в которой укладывается столько же бутявок, сколько и в старой. после чего чините свой пол и больше к вам крысы по ночам в постель не лезут.
Вы воспользовались бутявкой, как эталоном единицы длины - вы выбрали единицу длины - так, как вам бог на душу положил. Вы нашли подходящую меру, мерку. и выяснили, что в длине конкретной доски укладывается ровно 5 бутявок.
Этот пример практический доступен для понимания?
Если да, поехали дальше. Вторым номером цирковой программы мы выясним, что же значит выражение 5 бутявок 7 сепулек и - о боже - 10 метров.
-- 07.04.2013, 18:21 --
Прежде чем продолжить дальше, обращу ваше особое внимание на то, что вы могли заметить уже из практического примера. А именно, что бутявка - это не математическая абстракция. а вполне реальный физический объект - палочка, которую вы назвали как вам понравилось.
Теперь задайте себе вопрос - что может сказать математика о реальном физическом объекте? Какими суровыми алгебраическими теориями вы объясните ваш выбор бутявки и ее использование - если математика оперирует абстракциями - числами и прочими более сложными вещами, а бутявка - конкретна? Можно взять квадратный корень из бутявки? Из палки? можно возвести бутявку (палку) в степень? можно простым магическим заклинанием "умножить на" превратить палку в три раза большую?
Таким образом подходим к понимаю смысла выражений 5 метров, три литра и так далее.
5 метров означает "взять 5 раз по эталону длины - по метру". Три литра - взять 3 раза по эталону объема - по литру. Семь сепулек - взять семь раз по эталону сепулькерии.
Поскольку вы все таки не второклашки, осмелюсь упомянуть операцию деления - для большей ясности ситуации.
Когда вы отвечаете на вопрос сколько раз нужно взять палок для получения нужной длины - вы фактически что делаете? ДЕЛИТЕ. Размер доски на размер измерительной палки. То есть - ищете ОТНОШЕНИЕ между размером доски и эталона. N метров: 1 метр.
Сколько раз линейка в 1 м укладывается в 5 метровой акуле? 5 раз
С точки зрения физики в процессе измерения вы ищете отношение между единицей длины и длиной акулы. Отношения - всегда безразмерны; если вы измерите акулу в метрах - у вас получится 5 раз укладывали метровую палку в акулу, а если в собственных ступнях - у вас получится допустим, 20 раз укладывали в акулу свою ступню. Что правильнее? Что логичнее?
Верный ответ: по барабану. до тех пор, пока вы пользуетесь одной и той же меркой для решения всех проблем, связанных с длиной акулы. Но если вы акулу измерите в метрах, а дыру в ограждении пляжа - в ступнях- и начнете делать какие то выводы - типа - сколько нужно отмотать сетки от рулона, чтобы закрыть дыру - у вас случится кака. В реальной жизни. Акула кого-нибудь съест.
Таким образом запись 5 метров => 5 раз по метру=>5*1м или в любимой учителками нотации - 1м*5. Где 5 - это БЕЗРАЗМЕРНАЯ величина, число, показывающее, сколько раз в вашей доске уложился выбранный вами эталон длины - МЕТР - который по сути своей - ФИЗИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ. о чем и призвана напоминать пресловутая буковка м в записи.
Теперь посмотрим, как ведут себя размерности при вычислениях.
|