2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Научная школа = научное направление?
Сообщение21.11.2012, 19:28 


28/11/11
2884
Научная школа и научное направление - это одно и то же, или нет?

Читаю историю лингвистики. Сложилось впечатление, то эти два понятия разграничиваются; но как именно - понять не могу. Вроде бы такое употребление:

Дескриптивизм - научное направление.
Неогумбольдтианство - научное направление.
Когнитивная лингвистика - научное направление.
Функциональная грамматика - научное направление.

Младограмматики - научная школа.
Пражский лингвистический кружок - научная школа.
Московская фонологическая школа - научная школа.
Казанская научная школа - научная школа.

-- 21.11.2012, 19:28 --

Однако, Вики много где приравнивает понятие научной школы и понятие научного направления:
Цитата:
Казанская лингвистическая школа — направление в языкознании...

Цитата:
Американская школа структурной лингвистики (Дескриптивизм)

 Профиль  
                  
 
 Re: Научная школа = научное направление?
Сообщение21.11.2012, 20:30 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
64871
Научная школа - это когда собралось в одном месте некоторое количество людей с близкими взглядами, и они учат подрастающие поколения тем же взглядам, или со временем - их развитию.

Научное направление - это когда в предмете исследования обнаруживается интересная сторона, которую удаётся эффективно изучать, тогда вокруг неё концентрируются усилия, работы и результаты.

То есть научная школа может породить какое-то научное направление, или открытие научного направления и успехи в нём, сконцентрированные в каком-то научно-образовательном центре, могут привести к возникновению научной школы, но в общем случае эти понятия не совпадают и не обязаны коррелировать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Научная школа = научное направление?
Сообщение21.11.2012, 20:45 


28/11/11
2884
Munin, большое спасибо! Действительно, такое разграничение разумно. Жаль, что, по-видимому, его не везде придерживаются - это сбивает.

-- 21.11.2012, 20:58 --

А будет ли справедливым сказать, что для научных школ необходимо наличие лидера?

-- 21.11.2012, 21:15 --

А чем парадигма отличается от научного направления? Тем, что разделяется всеми?

 Профиль  
                  
 
 Re: Научная школа = научное направление?
Сообщение22.11.2012, 03:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
64871
longstreet в сообщении #647790 писал(а):
А будет ли справедливым сказать, что для научных школ необходимо наличие лидера?

Многие научные школы воспитаны некоторой знаковой фигурой и её учениками (и учениками учеников). Их так и называют, например, "школа Ландау", "школа Тамма". Но с другой стороны, бывают школы, сложившиеся просто по какому-то территориальному / организационному объединению, спонтанно, как коллектив, в котором возникли передающиеся традиции. Так что я бы сказал "бывает по-разному".

longstreet в сообщении #647790 писал(а):
А чем парадигма отличается от научного направления? Тем, что разделяется всеми?

Я нечётко сформулировал, и неясность затянулась. Я под научным направлением (игнорируя конкретный пример лингвистики) подразумевал, скорее, частный предмет исследования, например, в общей науке о газовых разрядах - направление, изучающее разряды в разряжённых газах. А вы за "канонический пример" научного направления продолжали принимать приведённые лингвистические примеры, которые соответствуют больше не отдельному предмету исследования, а особому взгляду на некий общий предмет - взгляду, который влечёт за собой какие-то методические посылки, и позволяет получать некие результаты. То есть, буквально моя формулировка подходит и под этот случай. Но его я "каноническим примером" научного направления не считаю, и здесь действительно, это понятие сближается с понятием парадигмы, как взгляда на предмет, организующего все исследования, и характерного для больших групп и целых поколений учёных. Впрочем, ещё может быть, в лингвистике направлением принято называть одно, а в физике - другое.

Если задаться целью вымучивать из себя определения, то я бы сказал примерно, что научные направления легко и бесконфликтно сосуществуют в рамках одного журнала, конференции, научного центра - а парадигмы и более частные взгляды на предмет, идеологии, методологии - стремятся вытеснить друг друга и доказать в научном споре свою правоту. Так что, то, что перечислено выше как направления в лингвистике, я бы направлениями не назвал. Хотя, повторяю, у лингвистов своя среда, и им вольно иметь свои понятия, пока они сами друг друга понимают...

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group