2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3  След.
 
 Наиболее востребованные задачи
Сообщение21.08.2012, 00:36 


29/08/11
1137
Интересно узнать мнения опытных математиков о составлении олимпиадных задач. Какой наиболее оптимальный набор задач для 10-11 классов. Я имею ввиду очные туры олимпиад по математике (уровня Всеукраинских). И речь идет именно об украинских олимпиадах, потому как в России, я заметил, несколько другие задачи.
Как пример выкладываю задачи с очного тура одной из олимпиад в Украине.(уровень 10 класса)

1. Решить уравнение $$\sqrt[3]{\sqrt[5]{x}-1}+\sqrt[3]{\Big( \sqrt[5]{x}-1 \Big)^3 - \sqrt[5]{x} + 2}=\sqrt[15]{x}+\sqrt[3]{\Big( \sqrt[5]{x}-1 \Big)^3 - \sqrt[5]{x} + 1}.$$
2. Дан острый угол $MON$ и точки $A$ и $B$ во внутренней области угла. Найти на стороне $OM$ точку $X$ так, чтобы треугольник $XYZ$, где точки $X, Z$ - точки пересечения прямых $XA$ и $XB$ с $ON,$ был равнобедренным.

3. Дано шесть цифр: $0, 1, 2, 3, 4, 5$. Найти сумму всех четырехзначных четных чисел, которые можно записать с помощью этих цифр. В этих числах цифры могут повторяться.

4. Пусть $0<\alpha<1$, $a_1=1$, $a_{n+1}=\dfrac{a_n}{1+(a_n)^{\alpha}} (n=2, 3, ...)$. Доказать, что существует такое число $M$, что для любого натурального $N$ $$a_1+a_2+...+a_N < M.$$
5. Доказать, что для любых разных целых чисел $a, b, c$ существует бесконечно много таких натуральных $n,$ что числа $a+n, b+n, c+n$ являются попарно взаимно простыми.

 Профиль  
                  
 
 Re: Наиболее востребованные задачи
Сообщение21.08.2012, 21:06 


26/05/12
108
Минск, Беларусь
Keter в сообщении #608418 писал(а):
Интересно узнать мнения опытных математиков о составлении олимпиадных задач. Какой наиболее оптимальный набор задач для 10-11 классов.

А можно поконкретнее вопрос? Он просто слишком... абстрактный что ли...

 Профиль  
                  
 
 Re: Наиболее востребованные задачи
Сообщение21.08.2012, 21:39 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


03/08/11
1613
Новосибирск

(Оффтоп)

Решать эти задачи не нужно? :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Наиболее востребованные задачи
Сообщение21.08.2012, 23:45 


29/08/11
1137
Tanechka, можно ли на основе опыта сказать какого типа и какой сложности могут быть задачи. Например на Всеукраинских я ни разу не видел задач по стереометрии, или видел, но они сводились к задаче по анализу, максимум минимум. Вот такого плана рассуждения меня интересуют.

xmaister, можно решать, если интересно. Вот еще хороший вопрос: как далеко могут зайти составители? Я это к тому, что до сих пор не понимаю как решить 4 задачу школьными методами. Мажорантный ряд - пожалуйста. Школьные методы - никак.

 Профиль  
                  
 
 Re: Наиболее востребованные задачи
Сообщение22.08.2012, 05:49 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


03/08/11
1613
Новосибирск
Keter в сообщении #608853 писал(а):
Мажорантный ряд - пожалуйста.

А нафига они нужны то? :-) Да и к тому же, если Вы явно указали сх. ряд, частичные суммы которого мажорируют $a_1+a_2+...+a_N$, то чем это не школьный метод? Я немного по другому смотрел. Мы можем явно найти асимптотику исходной последовательности, дальше просто.

 Профиль  
                  
 
 Re: Наиболее востребованные задачи
Сообщение22.08.2012, 11:48 


29/08/11
1137
xmaister в сообщении #608924 писал(а):
Мы можем явно найти асимптотику исходной последовательности

Как?

У меня такой способ

(Оффтоп)

1) обозначить $a_n^{\alpha}=x_n$
2) перейти к $x_n=\frac{x_n}{(1+x_n)^{\alpha}}$
3) доказать, что $x_n<\frac{C}{n}$, а значит $a_n<\sqrt[\alpha]{\frac{C}{n}}$
4) обозначить $\frac{1}{\alpha}=\phi, \alpha \in (0; 1) \Rightarrow \phi>1$
5) сказать, что ряд $\sum_{n=1}^{+\infty} \frac{C^{\phi}}{n^{\phi}}$ мажорантный для данного ряда
6) доказать, что ряд $\sum_{n=1}^{+\infty} \frac{C^{\phi}}{n^{\phi}}$ сходится (по-моему как гармонический, хотя можно и несобственный интеграл оценить)
7) заключить, что данный ряд $\sum_{n=1}^{+\infty} a_n$ сходится, так как мажорантный ему ряд сходится

 Профиль  
                  
 
 Re: Наиболее востребованные задачи
Сообщение22.08.2012, 13:39 


02/06/12
159
Так а разве признак Даламбера не работает?

 Профиль  
                  
 
 Re: Наиболее востребованные задачи
Сообщение22.08.2012, 13:42 
Аватара пользователя


26/02/11
332
Keter в сообщении #608853 писал(а):
как решить 4 задачу школьными методами

Clayton в сообщении #609007 писал(а):
Так а разве признак Даламбера не работает?

:-(

 Профиль  
                  
 
 Re: Наиболее востребованные задачи
Сообщение22.08.2012, 13:57 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
xmaister в сообщении #608924 писал(а):
если Вы явно указали сх. ряд, частичные суммы которого мажорируют $a_1+a_2+...+a_N$, то чем это не школьный метод? Я немного по другому смотрел.

Проблема в том, что школьники не имеют даже представления о том, что такое ряд. А в этой задаче понятие ряда принципиально. Собственно, если подобная задача предлагается школьнику, то ему предлагается самостоятельно разработать в неявном виде соответствующую теорию. И всё ради одной задачи. Это довольно нелепо.

Clayton в сообщении #609007 писал(а):
Так а разве признак Даламбера не работает?

Он не может работать в данном случае принципиально. Доказать требуется сходимость, но если она есть, то общий член обязан стремиться к нулю, а тогда отношение соседних стремится к единице.

 Профиль  
                  
 
 Re: Наиболее востребованные задачи
Сообщение22.08.2012, 14:20 


02/06/12
159
ewert в сообщении #609013 писал(а):
Clayton в сообщении #609007 писал(а):
Так а разве признак Даламбера не работает?

Он не может работать в данном случае принципиально. Доказать требуется сходимость, но если она есть, то общий член обязан стремиться к нулю, а тогда отношение соседних стремится к единице.


Да,это я ерунду сказал.

 Профиль  
                  
 
 Re: Наиболее востребованные задачи
Сообщение22.08.2012, 15:05 
Заслуженный участник


22/11/10
1183
ewert в сообщении #609013 писал(а):
Проблема в том, что школьники не имеют даже представления о том, что такое ряд. А в этой задаче понятие ряда принципиально. Собственно, если подобная задача предлагается школьнику, то ему предлагается самостоятельно разработать в неявном виде соответствующую теорию. И всё ради одной задачи. Это довольно нелепо.

Может быть подразумевалась оценка сверху через сумму геометрической прогрессии с множителем меньше 1?
Ну действительно, легко видеть, что
$a_k - a_{n+1} = \sum \limits_{j=k}^{n}a_{j+1}a_j^{\alpha}$
Используя это равенство, оценим количество членов последовательности, зажатых между $1/2^l$ и $1/2^{l+1}$. Пусть таких членов $L$. Тогда
$\frac{1}{2^l} > \frac{L}{2^{(l+1)(1+\alpha)}}$
Отсюда $L < C 2^{l\alpha}$
Ну и сумма всех таких членов не превосходит $\frac{C}{2^{l(1-\alpha)}}$
Ну вот и геометрическая прогрессия. Ее сумма ограничена сверху.

 Профиль  
                  
 
 Re: Наиболее востребованные задачи
Сообщение22.08.2012, 15:37 


29/08/11
1137
ewert, Вы правы.
Clayton, интересно то, что на разборе задач так и сказали, "необходимо воспользоваться признаком Даламбера" :evil:
sup, не понял идеи начиная со слов "легко видеть, что" :-(

Касательно темы, какие еще могут быть задачи, подобные данной (может с тригонометрией или логарифмами)? То есть мне интересно, на сколько невменяемыми могут быть задачи.

 Профиль  
                  
 
 Re: Наиболее востребованные задачи
Сообщение22.08.2012, 16:01 
Заслуженный участник


22/11/10
1183
Да все очень просто. По определению
$a_{j+1} +a_{j+1}a_j^{\alpha} = a_j$
Суммируем это по $j$ от $j=k$ до $n$
Куча слагаемых сокращается. Получим
$a_k - a_{n+1} = \sum \limits_{j=k}^{n}a_{j+1}a_j^{\alpha}$
Далее. Разбиваем всю последовательность на некие куски, в которых члены "не слишком сильно" отличаются друг от друга.
Оценим сумму членов в каждом куске, а потом просуммируем все это по кускам.
Вот в качестве такого $l$-го куска и выбираем все члены зажатые между $1/2^l$ и $1/2^{l+1}$. Тогда
$\frac{1}{2^l} > a_k > a_k-a_{n+1} >\sum \limits_{j=k}^{n} \frac{1}{2^{(l+1)(1+\alpha)}} = \frac{n+1-k}{2^{(l+1)(1+\alpha)}}$
Ну и тд.

 Профиль  
                  
 
 Re: Наиболее востребованные задачи
Сообщение22.08.2012, 17:10 
Заслуженный участник


12/09/10
1547
Keter, это стандартный прием оценки сумм монотонных рядов, в котором ряд разбивается на куски, а в этих кусках все члены заменяются на наибольший член (в случае монотонного ряда - первый член), если нам нужно доказать сходимость, или на наименьший, если расходимость. Таким методом очень часто в учебниках доказывают расходимость гармонического ряда.
Другое дело, что российскому школьнику, в принципе не знакомому с рядами, с понятием предела последовательности довольно тяжело выстроить соответствующую теорию. Возможно, в Украине другая программа и другие требования.

 Профиль  
                  
 
 Re: Наиболее востребованные задачи
Сообщение22.08.2012, 20:12 


02/06/12
159

(Оффтоп)

Keter,если не секрет,на какой олимпиаде было это задание?Просто я сам из Украины,интересно.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 31 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group