Здравствуйте. Начал читать Фейнмана, дочитал до обратимых машин. Вот фрагмент из книги:
Цитата:
Представим, что имеются два класса машин — необратимые (сюда входят все реальные машины) и обратимые, которых на самом деле не существует; как бы тщательно ни изготавливать подшипники, рычаги и т. д., таких машин все равно не построишь. Но мы предположим все же, что обратимая машина существует и способна, опустив единичный груз (килограмм или грамм — все равно) на единичную длину, поднять в тоже время тройной груз. Назовем эту обратимую машину машиной
. Положим, что данная обратимая машина подымает тройной груз на высоту
. Затем предположим, что имеется другая машина
, не обязательно обратимая, которая тоже опускает единичный вес на единицу длины, но поднимает тройной вес на высоту
. Теперь можно доказать, что
не больше
, т. е. что нельзя соорудить машину, которая смогла бы поднять груз выше, чем обратимая. Почему? Посмотрите. Пусть
выше
.
Мы берем единичный вес и опускаем его на единицу длины машиной
, тем самым поднимая тройной груз на высоту
. Затем мы можем опустить груз с высоты
до
, получив свободную энергию, и включить обратимую машину А в обратную сторону, чтобы опустить тройной груз на
и поднять единичный вес на единичную высоту. Единичный вес очутится там, где он был прежде, и обе машины окажутся в состоянии начать работу сызнова! Итак, если
больше
, то возникает вечный двигатель, а мы предположили, что такого не бывает. Мы приходим к выводу, что
не выше
, т. е. из всех машин, которые можно соорудить, обратимая — наилучшая.
до этого он писал:
Цитата:
Определяя вечное движение, нужно быть очень осторожным. Сделаем это сначала для грузоподъемных машин. Если мы подняли и опустили какие-то грузы, восстановили прежнее состояние машины и после этого обнаружили, что в итоге груз поднят, то мы получили вечный двигатель: поднятый груз может привести в движение что-то другое.
Во-первых, мне непонятно, как вообще эта машина может работать. В жизни мы немного подталкиваем одну сторону машины, чтобы вторая поднялась. Тут этого делать не надо, то есть, в любой момент машина может двигаться в любую сторону без приложения каких-либо сил и непонятно, как и когда она начинает двигаться, если прилагать силы для этого не надо. Допустим, нам безразлично устройство машины, есть, например, две кнопки: поднимать одну сторону и поднимать вторую.
Мы подняли груз в машине
на
, немного опустили до
, получили свободную энергию. Как это понимать? Что произошло в этот момент? По идее, должен был немного подняться единичный груз, и всё. Потом мы опускаем тройной груз машиной
, поднимая тем самым единичный на единицу высоты.
В критерии вечного движения для этих машин сказано, что если мы что-то сделали и потом вернули на места, у нас не должно быть лишних поднятых грузов. Мы же не вернули на место единичный груз в машине
.
Даже если не давать значения тому, на какой машине находится груз, то вначале у нас имеются неподнятые тройной груз (машина
) и единичный груз(
), а также единичный груз на высоте в одну единицу(
) и тройной груз на высоте
(
). После того, как мы проделали вышеописанные операции, мы получили неподнятый тройной груз(машина
), поднятый на единицу высоты единичный груз (
), поднятый на
тройной груз (
) и единичный груз, который поднят немного выше, чем на единицу высоты (
).
Общий смысл мне понятен: если есть идеальная машина, то лучше её уже машины существовать не может даже в теории, но мне непонятно это доказательство и следующие далее, основанные на этом.
Обозначения машин и расстояний не надо переписать в LaTeX? Я попробовал, но предпросмотр вместо A и B писал "syntax error".