Вся глубина и красота введения комплексных чисел, на мой взгляд, заключена в идее алгебраического расширения. Только вот школьнику ее объяснить проблематично... В первую очередь, требуется осознание того факта, что число не определяется само по себе, а выступает как некий объект, состоящий в особых отношениях с другими объектами. Иными словами,
числа делают числами именно операции, которые над ними можно выполнять. Ну а значит, можно брать любые другие (нечисловые в обыденном понимании) объекты с подобными операциями (например, многочлены или матрицы с соответствующими операциями), и отождествлять с ними числа. Ну а дальше, поскольку пропадает привязка к конкретным числам, а остаются только операции над абстрактными объектами-представителями чисел, никто теперь не мешает попытаться подобрать абстрактый объект
такой, что
, где
- абстрактный объект, отождествляющийся с числом
. Тем самым получаем расширение того, что называем числами. Чем это выгодно - например тем, что обратная к алгебраической операции возведения в степень операция взятия корня становится всюду определенной, а значит, в алгоритмах решения алгебраических задач теперь не нужно отдельно предусматривать случаи, когда корень существует и нет.