Последний раз редактировалось eugrita 13.06.2012, 20:27, всего редактировалось 6 раз(а).
Хотелось бы затронуть вопрос и обсудить одно из наиболее неоднозначно понимаемых направлений математики - математическую статистику или эконометрику. или вообще статистику. На мой (да и других) взгляд у нас часто этими словами фактически прикрывают очень разные научные и образовательные течения.Для более конкретного разговора сравним 2 программы 1)курса матем.статистики Севостьянова, читаемого на мехмат МГУ в 1974 г.и позже отд.математики и курс статистики экономистов в РУДН (на прим. книги Гореева, Демидова, и др.., Статистика) - преподаватели РУДН-авторы этой книги. Содержание курса матем.статистики Севостьянова 1)понятин о проверке статистических гипотез, ошибки 1 и 2 рода Теорема Неймана-Пирсона 2)Доверительные интервалы, распределение хи-квадрат, тау-распределение Стьюдента их квантили Оценка матожидания и дисперсии Схема Бернулли 3)Статистические оценки параметров.Неравенство Рао-Крамера, эффективность, асимптотическая эффективность оценок Метод моментов и метод наибольшего правдоподобия 4)Непараметрические методы статистики. Критерии Колмогорова и Смирнова.Критерий хи-квадрат Пирсона -------------------------------------------------------------------- Содержание курса статистики экономистов в РУДН (на примере книги Гореева, Демидова, и др.., Статистика, Эксмо,2010) 1.Предмет, метод, задачи. Основные понятия статистики, закон больших чисел. Организация системы государственной статистики.
2-3. Понятие статистического наблюдения, организационные формы и виды Статистическая сводка, ее содержание. Группировка и ее виды.Статистические ряды распределения, их виды
4.Абсолютные и относительные величины. Их виды, способы расчета и формы выражения. Условия сопоставимости абсолютных и относительных величин
5.Средние величины. Виды, способы расчета, структурные средние.
6.Статист.изучение вариации. показатели вариации, дисперсия альтернативного признака, законы сложения(разложения) вариации, дисперсии коэф.детерминации, эмпирическое корреляционное отношение
7.Выборочное наблюдение. Характеристики генеральн и выборочн совокупности.Ошибки выборочного наблюдения и определ.необх.численности выборки Способы распостранения выборочных данных на генеральн.совокупность Малые выборки, их особенности
8.Индексы.Классификация. Индивидуальные, общие инд. Агрегатный имндекс - как основная форма общего индекса. Средние индексы. Индексы средних уровней качественных показателей. Цепные и базисные индексы.
9.Ряды динамики.Виды, абсолютные и относительные показатели рядов динамики. Средние показатели. Методы выявления тенденции. Индексы сезонности.
10.Стат.изучение взаимосвязей соц-экономических явлений Измерение тесноты связей между качественными (атрибутивными) признаками и количественными (варьирующими)признаками Регрессионный анализ. Корреляционный анализ ----------------------------------------------------- Что мы видим даже при поверхностном сопоставлении? Содержание 2 курса более конкретно, неизмеримо шире. а)Имеется раздел не имеющий никаких аналогов в приведенном да и других известных мне курсах мат.статистики - это индексный метод. б)есть хотя бы краткое знакомство с основными методами статистики-эконометрики - регрессионным и корреляционным анализом. (хотя нет упоминания о таких разделах как компонентный анализ , кластерный анализ (распознавание образов), последовательный анализ (по Вальду) дисперсионный анализ) Человек прошедший курс 2 видимо будет знаком с практическими приемами обработки данных, в том числе с MS Excel, получит язык на котором выражены понятия государственной статистики. В то же время курс 1 делает акцент скорей на знакомство с математическими подходами, чем изложение конкретных результатов. Математик изучивший курс, возможно придумает какую-нибудь новую оценку параметра, но будет ли это нужно на практике? ВЫВОДЫ Все мы не дети. И знаем что в настоящий момент имеется большой разброс разных курсов по разным вопросам математики в разных вузах. Ориентированных как на математиков, так и практиков-нематематиков. Знаем мы также что достаточно фундаментальный курс эконометрики имеет объем несколько томов и сотен страниц. И конечно такой курс в условиях ВУЗовского дефицита учебного времени поднять сложно.К этому следует добавить и разный подход авторов курса в отношении компьютерной обработки. Есть курсы(преподаватели), ориентирующие студента на решение большого количества малоемких задач, с целью обретения практических навыков и усвоения понятий. Есть скорее курсы компьютерной практики чем курсы по науке. Так можно большинство расчетных вопросов свести в MS Excel к объяснению принципа действия нескольких статистических функций типа Коррел(), надстройки Анализ. Так же как и в математическом программировании нудное объяснение и решение задач по симплекс-методу свести к умению пользоваться надстройкой "Поиск решения" MS Excel. Не говоря уже о том ,что на западе да и у нас в некоторых местах предпочитают заниматься статистикой даже и не на Excel ,а на пакетах Statistica, SAS или GPSS
|