2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3  След.
 
 Формализм о малых и О-больших
Сообщение23.03.2012, 13:48 


02/11/11
124
Имеется следующая запись:
$$
\sum\limits_{k=1}^n o(k) = o(n^2)
$$
Не имеет значения, верно это или нет. Почему это кажется записанным криво?

Обычно считается (вот, например, Википедия):
"Например, $\sum\limits_{i=1}^n O(n_i^2)$ — содержит только одну функцию из класса $O(n^2)$." В чём смысл этой фразы?

 Профиль  
                  
 
 Re: Формализм о малых и О-больших
Сообщение23.03.2012, 14:06 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
max(Im) в сообщении #551371 писал(а):
$$ \sum\limits_{k=1}^n o(k) = o(n^2) $$
Не имеет значения, верно это или нет. Почему это кажется записанным криво?

Это ни верно, ни неверно -- это бессмысленно. Выражение типа $o(3)$ лишено смысла, поскольку $3$ -- не переменная.

max(Im) в сообщении #551371 писал(а):
"Например, $\sum\limits_{i=1}^n O(n_i^2)$ — содержит только одну функцию из класса $O(n^2)$." В чём смысл этой фразы?

Аналогично -- ни в чём, но несколько по другим причинам: неизвестно, что такое $n_i$ и как они связаны между собой и с $n$ (и связаны ли вообще).

 Профиль  
                  
 
 Re: Формализм о малых и О-больших
Сообщение23.03.2012, 14:55 


23/12/07
1757
ewert в сообщении #551375 писал(а):
Выражение типа $o(3)$ лишено смысла, поскольку $3$ -- не переменная.

Может, я чего не понимаю, но всю жизнь под обозначением $o(g(x))$ (при $x \rightarrow x_0$) понималась всякая функция $f(x)$, представимая в виде $f(x) = \alpha(x) g(x)$, где $ \alpha = \alpha(x)$ -- бесконечно малая при $x \rightarrow x_0$ величина ($ \alpha(x) \rightarrow 0,\, x \rightarrow x_0$). Соответственно, запись $o(3)$ как и $o(1)$ имеет смысл бесконечно малой величины.

 Профиль  
                  
 
 Re: Формализм о малых и О-больших
Сообщение23.03.2012, 15:34 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
_hum_ в сообщении #551396 писал(а):
$o(3)$ как и $o(1)$ имеет смысл бесконечно малой величины.

$o(1)$ -- да, но скорее как жаргон (хотя осмысленна и формально). А вот $o(3)$ смотрится уже вполне нелепо. Примерно так же нелепо, как, скажем, $O(\frac{379}{45}h^2)$.

Хотя встречаются совсем уж анекдоты, притом во вполне официальных источниках. На сайте att.nica.ru есть репетиционные варианты аттестационного тестирования. Никогда не забуду одну замечательную задачку. Требовалось найти приближенное значение $\arctg0.98$. И, как положено, предлагались четыре варианта ответа, типа: $\frac{\pi}{4}-0.01+o(0.02)$. Причём варьировались первые два слагаемых, но не последнее! Видимо, авторы на полном серьёзе убеждены, что именно так и надо.

Впрочем, у них там и другие хохмы встречались (например, уже хотя бы то, что эту задачку они зачислили по разряду "численные методы", но не только это).

 Профиль  
                  
 
 Re: Формализм о малых и О-больших
Сообщение24.03.2012, 03:51 
Аватара пользователя


25/02/10
687
Вобще говоря, выражению можно было бы придать некий смысл, если бы было указано, куда стремится $n$...

 Профиль  
                  
 
 Re: Формализм о малых и О-больших
Сообщение24.03.2012, 14:50 
Аватара пользователя


02/05/07
144
_hum_ в сообщении #551396 писал(а):
Соответственно, запись $o(3)$ как и $o(1)$ имеет смысл бесконечно малой величины.

Без указания аргумента в качестве которого выступает переменная термин бесконечно малая, на мой взгляд, звучит как-то несуразно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Формализм о малых и О-больших
Сообщение25.03.2012, 00:01 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Diom в сообщении #551676 писал(а):
Без указания аргумента в качестве которого выступает переменная термин бесконечно малая, на мой взгляд, звучит как-то несуразно.
Обычно ведь подразумеваются переменные, от которых зависят функции в том же контексте.

 Профиль  
                  
 
 Re: Формализм о малых и О-больших
Сообщение25.03.2012, 10:59 
Заморожен
Аватара пользователя


18/12/07
8774
Новосибирск
Нас когда-то учили так, что $o(x)$ и $O(x)$ - это не функции, а классы функций. Просто исторически сложилась практика писать разные некорректности типа $f(x) = O(x)$ вместо $f(x) \in O(x)$ или
$$
f(x) = \sum_{i = 0}^n \frac{f^{(i)}(0)}{i!} x^i + o(x^n)
$$
вместо
$$
f(x) = \sum_{i = 0}^n \frac{f^{(i)}(0)}{i!} x^i + r(x^n), \,\,\,\,\, \text{ где } r(x) \in o(x).
$$

В связи с этим запись в стартовом сообщении, конечно же, выглядит криво. Да и, честно говоря, в более общепринятых случаях (типа двух приведённых выше) записи тоже подразумевают некие неявные договорённости, которые ясный ум должен без устали расшифровывать. Вообще, вся эта о-символика - устаревший анахронизм, от которого в современных курсах матанализа следует беспощадно избавляться!

 Профиль  
                  
 
 Re: Формализм о малых и О-больших
Сообщение25.03.2012, 11:03 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
Профессор Снэйп в сообщении #551896 писал(а):
Вообще, вся эта о-символика - устаревший анахронизм, от которого в современных курсах матанализа следует беспощадно избавляться!
Интересно было бы узнать, почему.

 Профиль  
                  
 
 Re: Формализм о малых и О-больших
Сообщение25.03.2012, 11:04 
Заморожен
Аватара пользователя


18/12/07
8774
Новосибирск
nnosipov в сообщении #551897 писал(а):
Интересно было бы узнать, почему.

Потому что некорректно! Равенство - это равенство, и как одна функция может быть равна целому классу функций?

-- Вс мар 25, 2012 14:06:04 --

А потом удивляемся, откуда в задачниках возникают глупости типа процитированной выше $o(0.02)$. Если уж авторы задачников сами не до конца понимают смысл о-символики, то что говорить о студентах, которые на их задачах "учатся"! Небольшой выигрыш, получаемый сокращением записи, оборачивается большой кашей в мозгах. И так поколение за поколением...

 Профиль  
                  
 
 Re: Формализм о малых и О-больших
Сообщение25.03.2012, 11:09 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
Ну и пусть некорректно, зато удобно. Вот в алгебре пишут равенства типа $1=\gcd{(f(x),g(x))}$, тоже весьма удобно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Формализм о малых и О-больших
Сообщение25.03.2012, 11:14 
Заморожен
Аватара пользователя


18/12/07
8774
Новосибирск
Да и вообще, в матане столько разной глупости, доставшейся нам в наследство от старых времён!

Например, одна из самых распространённых фраз: "дана функция $f(x)$"... Вот чешуя же полная! Правильно говорить "дана функция $f$", а $f(x)$ - это не функция, а значение функции на аргументе $x$. Иной раз, конечно, удобно писать $f(x)$ для обозначения функции целиком, но потом ведь это удобство оборачивается тем, что у студентов нет ясного понимания предмета, и приходится в поте лица лопатой разгребать скопившиеся в студенческих мозгах тонны протухшего дерьма!

 Профиль  
                  
 
 Re: Формализм о малых и О-больших
Сообщение25.03.2012, 11:14 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
Профессор Снэйп в сообщении #551899 писал(а):
А потом удивляемся, откуда в задачниках возникают глупости типа процитированной выше $o(0.02)$
Такого ни разу не видел. А халтура всегда была и будет. Студентам нужно советовать хорошие, проверенные временем учебники и задачники. И просто запрещать читать хрен знает кем написанные методички.

 Профиль  
                  
 
 Re: Формализм о малых и О-больших
Сообщение25.03.2012, 11:16 
Заморожен
Аватара пользователя


18/12/07
8774
Новосибирск
nnosipov в сообщении #551902 писал(а):
Вот в алгебре пишут равенства типа $1=\gcd{(f(x),g(x))}$, тоже весьма удобно.

Здесь-то как раз всё нормально, никакой некорректности нет. Наибольший общий делитель двух чисел равен числу $1$. Алгебраисты, в отличие от матанщиков, более здравомыслящие ребята.

-- Вс мар 25, 2012 14:18:15 --

nnosipov в сообщении #551909 писал(а):
Студентам нужно советовать хорошие, проверенные временем учебники и задачники.

Следует ли это понимать так, что новых учебных пособий появляться вообще не должно? Ведь все эти "проверенные временем" когда-то тоже были новыми и только изданными. И наверняка выросли из методичек, написанных "хрен знает кем" :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Формализм о малых и О-больших
Сообщение25.03.2012, 11:20 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
Профессор Снэйп в сообщении #551907 писал(а):
это удобство оборачивается тем, что у студентов нет ясного понимания предмета, и приходится в поте лица лопатой разгребать скопившиеся в студенческих мозгах тонны протухшего дерьма!
Такой уж у Вас предмет ... слишком формальный :D.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 33 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group