2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3  След.
 
 Вопросы, связанные с ОДЗ
Сообщение11.03.2012, 18:48 


11/03/12
87
Казань
Здравствуйте.
При решении иррациональных уравнений у меня возник вопрос: есть ли вообще смысл находить ОДЗ? Не достаточно ли будет обычной подстановки после решения?

$\sqrt{12 x^2 + 4} = 6x + 10$

Вы извините, формулы набирать здесь, на форуме, мне пока трудность составляет, поэтому могу и спутать чего.

Я решаю так:

ОДЗ:

$12 x^2 + 4 \geqslant 0$

$x^2 \geqslant - \frac13$

Дальше не знаю. Почему-то припоминаются давние слова учителя, что нельзя в неравенствах под корень брать обе части.

Решение:

$\sqrt{12 x^2 + 4} = 6x + 10$

$12x^2 + 4 = 36x^2 + 120x + 100$

$-x^2 - 5x - 4 = 0$

$x_{1} = -1$


$x_{2} = - 4$

Проверка:

Подставив $-1$, получил $\sqrt{16} = 4$,

подставив $-4$, получил $\sqrt{196} = -14$.

И то, и другое совпало, но ОДЗ всё так же осталось недорешенным.
И ответ говорит, что корень только один $-1$

Заранее спасибо тем (если таковые найдутся :mrgreen: ), кто решится помочь недалекому мальчугану :mrgreen:

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопросы, связанные с ОДЗ
Сообщение11.03.2012, 19:01 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14464
Находить ОДЗ иногда весьма хлопотно и достаточно лишь указать его в виде неравенства. Однако при решении уравнений необходимо показать, что получаемое уравнение является следствием предыдущего, то есть нет потерянных корней.
При решении неравенств придётся делать равносильные преобразования и возвести обе части в квадрат просто так не получится. Надо и ОДЗ найти и знак обеих частей неравенства поанализировать.
Найденное число $-4$ корень посторонний, так как $\sqrt {196}=+14$. Квадратный корень из положительного числа по определению число положительное.
В простых случаях лучше находить ОДЗ и выполнять только равносильные преобразования даже для уравнений. Это надёжнее и математически культурнее.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопросы, связанные с ОДЗ
Сообщение11.03.2012, 19:06 


11/03/12
87
Казань
Спасибо за ответ.
Цитата:
Находить ОДЗ иногда весьма хлопотно и достаточно лишь указать его в виде неравенства.

То есть действительно достаточно лишь подставить после решения для проверки?
Цитата:
При решении уравнений необходимо также показать, что получаемое уравнение является следствием предыдущего, то есть нет потерянных корней.

А вот этого я не понял. Что в моем случае не было показано?

$x^2 \geqslant - \frac13$
С этим всё таки что-то сделать можно? Даже если не нужно, то возможно ли?

И почему ответ $-4$ не подходит?

-- 11.03.2012, 19:08 --

Цитата:
Квадратный корень из положительного числа по определению число положительное.

Почему? Насколько я знаю, корень из, к примеру, $16$ - это $4$ и $-4$. Нет?

-- 11.03.2012, 19:10 --

И ещё... В каких случаях нужно рассматривать правую часть $6x + 10 \geqslant 0$?

-- 11.03.2012, 19:12 --

Цитата:
В простых случаях лучше находить ОДЗ и выполнять только равносильные преобразования даже для уравнений. Это надёжнее и математически культурнее.

Я, возможно, глуповат, но не понимаю, что вы имеете в виду. Я привык наглядный пример видеть, поэтому не сразу понимаю. Извините.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопросы, связанные с ОДЗ
Сообщение11.03.2012, 19:12 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14464
Вы должны сказать фразу, что при возведении в квадрат не происходит потери корней.
Числа $\pm14$ являются корнями уравнения $x^2=196$, но квадратным корнем из числа $196$ является лишь число $+14$.
Разумеется, если требуется только ответ, то ничего оговаривать не нужно, а лишь понимать про себя.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопросы, связанные с ОДЗ
Сообщение11.03.2012, 19:13 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Fanday в сообщении #547429 писал(а):
То есть действительно достаточно лишь подставить после решения для проверки?

В принципе да. Но если корни окажутся плохими, то подстановка будет хлопотной; лучше уж как-нибудь добить ОДЗ. В общем, это индивидуально решается.

Fanday в сообщении #547429 писал(а):
А вот этого я не понял. Что в моем случае не было показано?

Если $4^2=(-4)^2$, то следует ли отсюда, что $4=-4$?...

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопросы, связанные с ОДЗ
Сообщение11.03.2012, 19:19 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14464
Вот пример, когда ОДЗ находить хлопотно: $\sqrt{x^3+x^2+2x-7}=x+1$

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопросы, связанные с ОДЗ
Сообщение11.03.2012, 19:20 


11/03/12
87
Казань
Спасибо, что отвечаете. Всегда восхищался людьми, готовыми помочь безвозмездно.
Цитата:
Вы должны сказать фразу, что при возведении в квадрат не происходит потери корней.

А в каких случаях потеря корней происходит? Скажу я это фразу, но ссылаясь на что? Никогда не сталкивался с этой потерей.

Цитата:
Числа являются корнями уравнения , но квадратным корнем из числа является лишь число .

Так, никогда об этом не слышал. То есть при решении подобных уравнений корнем из числа 196 НИКАК не может являться число $-14$? Как уж так. Сразу вспоминается $sin^2 x = 1$, $sinx = \pm 1$

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопросы, связанные с ОДЗ
Сообщение11.03.2012, 19:23 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
Fanday в сообщении #547429 писал(а):
$x^2 \geqslant - \frac13$
С этим всё таки что-то сделать можно?
Можно. Например, взять и заявить, что это неравенство выполнено всегда. И, стало быть, ОДЗ Вашего неравенства --- это множество всех возможных значений $x$, т.е. $\mathbb{R}$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопросы, связанные с ОДЗ
Сообщение11.03.2012, 19:26 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14464
Вы путаете арифметический корень из неотрицательного числа и корень уравнения.
Потеря корней? Пожалуйста. При сокращении. $x^2=x^3$.
Около 1% школьников сократят на $x^2$ и получат "единственный корень" — единицу, численно равный своей оценке за задачу.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопросы, связанные с ОДЗ
Сообщение11.03.2012, 19:29 


11/03/12
87
Казань
Цитата:
И, стало быть, ОДЗ Вашего неравенства --- это множество всех возможных значений , т.е. .

Во-первых, не знаю что такое R. Во-вторых, почему это я могу заявить, что ОДЗ - это множество всех возможных значений, если прямо видно, что $x^2 \geqslant - \frac13$

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопросы, связанные с ОДЗ
Сообщение11.03.2012, 19:30 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
gris в сообщении #547440 писал(а):
Около 1% школьников ...
Не слишком ли оптимистично?

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопросы, связанные с ОДЗ
Сообщение11.03.2012, 19:31 


11/03/12
87
Казань
Цитата:
Потеря корней? Пожалуйста. При сокращении.

Как вы это получаете? Хотя.. Да в принципе пока не важно, не запутаться бы...

-- 11.03.2012, 19:32 --

Цитата:
Около 1% школьников

Я уверен, что 80 % школьников из моего класса вообще не решат подобное.

-- 11.03.2012, 19:33 --

Цитата:
Вы путаете арифметический корень из неотрицательного числа и корень уравнения.

Спасибо, понял. Корень из какого-то числа - положительный. А если, скажем, икс в квадрате, то его значение плюс-минус.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопросы, связанные с ОДЗ
Сообщение11.03.2012, 19:34 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
Fanday в сообщении #547442 писал(а):
Во-первых, не знаю что такое R.
Буквой $\mathbb{R}$ обычно обозначают множество всех вещественных (действительных) чисел.
Fanday в сообщении #547442 писал(а):
Во-вторых, почему это я могу заявить, что ОДЗ - это множество всех возможных значений, если прямо видно, что $x^2 \geqslant - \frac13$
Вот именно поэтому и можете заявить. Ведь это неравенство выполнено для всех $x$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопросы, связанные с ОДЗ
Сообщение11.03.2012, 19:35 


11/03/12
87
Казань
Цитата:
Буквой обычно обозначают множество всех вещественных (действительных) чисел.

А, точно, понял.
Цитата:
Вот именно поэтому и можете заявить. Ведь это неравенство выполнено для всех .

Ой, точняк, даже 0 подходит. не обратил внимания, спасибо.

-- 11.03.2012, 19:37 --

Теперь скажите, пожалуйста, если легко находится ОДЗ, то нет смысла подставлять ответ для проверки, правильно? А если ОДЗ находится, как вы говорите, хлопотно, то нужно в обязательном порядке подставить ответ после решения? Правильно понимаю?
А от греха подальше лучше и то и другое проделать.

-- 11.03.2012, 19:38 --

Цитата:
Ведь это неравенство выполнено для всех .

Но можно ли как то избавиться от квадрата, чтобы нагляднее видеть что для чего выполнено?
Просто нельзя ведь обе части под корень брать.

-- 11.03.2012, 19:51 --

.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопросы, связанные с ОДЗ
Сообщение11.03.2012, 19:51 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14464
Проверку корней производить желательно всегда, но на черновичке. Всякое бывает.
Я бы сделал так. Правая часть уравнения определена и положительна при любом значении $x$. На интервале $\left(-\infty,-\dfrac53\right)$ правая часть отрицательна и корней быть не может. На интервале $\left[-\dfrac53,\infty\right)$ обе части уравнения неотрицательны, и возведение обеих в квадрат приводит к равносильному уравнению, которое Вы успешно решили. В указанном интервале лежит только один корень $-1$.

А вместо сокращения надо переносить всё в левую часть и за скобку выносить $x^2$. Это я для своего уравнения.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 41 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group