СЕМЬ ДЮЖИН ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ, , , -
, - - .
,
, ( , , , , , ,
) ( , , ) . ,
- , , ,
- , , , .
- , , ,
, , ,
. , , …
, , , , … .
, ; .
, ,
, - , .
, .
" " " " .
, , . -
: .
, .
. ,
- , , ( ? ! ) .
То же словами
Наряду с алфавитом, азбукой в узком смысле, для письма характерны неалфавитные, небуквенные знаки -
прежде всего это знаки препинания, составляющие - в рамках системы пунктуации - своеобразную азбуку.
Собственно знаков препинания в русской пунктуации сегодня насчитывается целых 12 штук, из которых 8
одноместные, одиночные (точка, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире, вопросительный и
восклицательный знаки) и 4 парные (запятые, тире, скобки и кавычки). Одиночные, более значимые знаки
также называют отделяющими - это как бы согласные, а парные знаки, менее значимые, также называют
выделяющими - это как бы гласные, и отношение их количеств, так же как в азбуке, составляет ровно 2 к 1.
То же насчет статистики их использования - думаем, что отношение их частот, так же как для наших букв,
составляет в среднем не 2 к 1, а 4 к 3, здесь из-за удвоенности парных знаков, пусть вторые запятые и тире
нередко поглощаются другими знаками. Иногда сюда причисляют еще отступ, абзац, разбивку... Но тогда
пришлось бы считать буквами пробел, дефис, слеш, апостроф, знак ударения и прочее... что уже слишком.
Опять же скобки и кавычки бывают разные, но ведь и шрифты тоже; подобные вещи учитывать не будем.
Рассмотрим текст с опущенными знаками препинания, содержащий некоторый, для прозаического текста
обычно значительный, запас неопределенности - той неоднозначности, которая устраняется пунктуацией.
Однако за вычетом той семантико-прагматической нечеткости, что не удается прояснить пунктуационно.
Из принципов пунктуации выделим "синтаксический" и "интонационный". Синтаксический принцип суть
грамматическая, нормативная, регламентированная основа. Интонационный же принцип - неформален и
изначально субъективен: если уж знаки препинания призваны моделировать речевые паузы и интонацию.
Вводить логический принцип особо нет необходимости, логику могут отслеживать синтаксис и интонация.
Запасы соизмеряются по величине и обладают категорией. Синтаксис имеет дело с запасом категории A, а
интонация - с запасом категории B, ниже A, и отношение их величин у нас составляет те же самые (?!) 4/3.