Ну, вот сильно упрощённый пример.
Случайная величина принимает с равной вероятностью значения -1 и +1.
Желаем оценить разброс. Матожидание, очевидно 0.
Матожидание квадрата должно быть 1.
Получаем выборку из 10 значений случайной величины. Получить случайно частости, в точности равные вероятностям, можно. В данном случае вероятность этого 0.246, а с вероятностью 0.754 будет либо больше +1, либо больше -1. Рассмотрим один из возможных вариантов.
У нас 6 раз получилось +1 и 4 раза -1.
Среднее арифметическое будет 0.2
Сумма квадратов получится

То есть сумма занижена. Чтобы компенсировать это, при вычислении среднего делят не на 10, а на (10-1)=9. Для данного случая "гиперкомпенсация", тем более для случая "в пополаме", но если рассмотреть все варианты , окажется, что матожидание оценки будет равно истинному значению.