http://narod.ru/disk/26566567000/Vavilov.rar.html:
Цитата:
Эварист Галуа (25.10.1811–31.05.1832) – один из самых удивительных математиков во всей истории нашей науки, оказавший громадное влияние на ее дальнейшее развитие, тем более поразительное, что он был убит на дуэли в возрасте 20 лет. Его самое замечательное достижение состоит в том, что (в возрасте 16–18 лет!) он получил полный ответ на вопрос о разрешимости уравнений в радикалах. Однако ни Коши, ни Фурье, ни Пуассон не смогли понять его работ и ‘потеряли’ рукописи статей, представленных им в Comptes Rendus (впрочем, потом Коши опубликовал ту часть этих работ, которую все же смог понять, под своим именем). Среди прочего Галуа ввел понятия группы, поля, нормальной подгруппы, простой и разрешимой группы, etc. Много важнейших понятий алгебры названы в его честь: теория Галуа, группа Галуа, поля Галуа, соответствие Галуа, когомологии Галуа. Широкой публике Галуа известен главным образом по романтической легенде порожденной тем, что он погиб в столь юном возрасте, два раза не был принят в l’Ecole Polytechnique и исключен из l’Ecole Normale, провел несколько месяцев в тюрьме, и т.д. Не надеясь более на честность французских математиков в предсмертном письме своему другу Огюсту Шевалье Галуа просит сообщить свои результаты об алгебраических функциях Гауссу и Якоби. Работы Галуа были переоткрыты в 1846 году Лиувиллем, а широкое признание получили только в 1870-х годах.
Галуа впервые употребил термин ‘группа’, Гессель осуществил вывод 32 кристаллографических классов.
Однако я склонен верить, что в действительности понятие группы является древнейшим математическим понятием, более древним, чем понятие числа, и неотделимым от самой человеческой цивилизации. Группы появляются всюду, где возникают симметрии, автоморфизмы, обратимые преобразования. Иными словами, всюду, где есть повторяющиеся и самовоспроизводящиеся узоры (patterns). А человеческая культура, подобно природе и жизни, состоит в составлении узоров. Именно на этом основана вездесущность идеи группы,
универсальность этого понятия и огромное разнообразие его приложений в самой математике, а также в искусстве, физике, химии, кристаллографии, теории передачи информации,
криптографии, ...
Цитата:
Нельзя заставить понять, как нельзя научить видеть. Можно, однако, подвести ученика к перекрестку, где путь неба сходится с путем земли и путем человека, и сказать – смотри! Красота в глазу смотрящего.
Красота в глазу смотрящего.