hvost_soroki в сообщении #455931 писал(а):
Процесс в линии после включения источника тока является переходным, до установления стационарного состояния. Линию можно считать конденсатором. Поэтому переходный процесс будет являться зарядкой конденсатора. При этом ток по мере зарядки будет с течением времени уменьшаться
Вы чего-то перепутали. В данном случае наиболее близкий аналог с сосредоточенными параметрами - индуктивность, так что ток будет расти от нуля до установившегося значения. Экспонента вверх ногами.
Реально там будет что-то составленное из экспонент и неэлементарных функций (подозреваю, из той же решать надо). Но по крайней мере монотонно возрастать, а не монотонно убывать.
Да, малость напутал! Емкость и индуктивность линии уже учтены в формуле волнового сопротивления:
, где
— скорость распространения электромагнитной волны,
— индуктивность на единицу длины линии,
— ёмкость на единицу длины линии.
Стало быть, если, по длине линии, индуктивность и/или ёмкость изменяются (неоднородная линия), то изменяется и скорость волны.
Если линия однородная, то за L и C можно принять индуктивность и ёмкость всей линии.
Если в некоторой точке волновое сопротивление меняется с
на
, то в этой точке происходит перераспределение энергии электрического и магнитного полей.
Падающая волна имеет напряжение:
.
Отражённая волна имеет напряжение:
,
где
, называется коэффициент отражения.
За этой точкой будет распространяться преломлённая волна с напряжением:
,
где
, называется коэффициент преломления.
Для однородной линии без потерь (т.е. активное сопротивление линии равно нулю):
Рис. 4.
Характер переходного процесса будет разным, в зависимости от сопротивления нагрузки (Rнагр).
Если сопротивление нагрузки будет равно волновому сопротивлению (согласованная линия), то ток в цепи не будет изменяться.
Рис. 5.
Волна, заряжая линию (точка за точкой, участок за участком), дойдёт до конца линии и на этом переходный процесс закончится, т.к. отражения волны не будет. При этом электрическая ёмкость линии будет заряжаться через входное волновое сопротивление в начале линии, и разряжаться через сопротивление нагрузки в конце линии. Так как эти сопротивления равны, то и токи, в начале линии и в конце линии, будут равны. Установится стационарный режим. На графике этот переходный процесс изображён прямой линией т.к. ток с течением времени не изменяется.
Если сопротивление нагрузки будет больше волнового (в пределе — обрыв линии), то в цепи возникнет колебательный процесс (незатухающий в линии без потерь, и затухающий в реальных линиях).
Рис. 6.
При движении волны вдоль (→) линии длиной l энергия затрачивается на образование электрического и магнитного полей. При достижении конца линии напряжение на ней удваивается. Это происходит потому, что ток волны при достижении открытого конца становится равным нулю и вся энергия магнитного поля преобразуется в энергию электрического поля.
Возникает отражённая волна (←). Так как напряжение на конце линии становится больше, то ток начинает течь в обратную сторону. Когда отражённая волна достигнет начала линии, по всей линии установится двойное напряжение. Так как напряжение на линии стало выше, чем ЭДС источника, то электроэнергия будет переходить от линии к источнику. При этом через источник тока будет протекать ток в направлении, обратном первоначальному. Напряжение на линии снизится до напряжения, равного напряжению источника тока.
Этот процесс снижения можно представить как распространение волны (→) от источника тока с напряжением, равным напряжению на его зажимах, но обратного знака. С появлением этой волны напряжения возникает волна тока одного знака с волной напряжения. После того, как эта волна достигнет разомкнутого конца, напряжение линии снижается до нуля.
Физически это означает, что магнитная энергия волны, распространяющаяся от источника, имеющая отрицательный знак, расходуется на компенсацию энергии, запасённой в линии. Это можно рассматривать ещё как продолжающийся процесс разрядки линии (←) на источник тока, который начался с появления отражённой волны от источника тока.
После четырёхкратного прохождения волны вдоль линии последняя остаётся без тока и напряжения. В дальнейшем процесс будет повторяться. (Колебательный процесс).
Если сопротивление нагрузки будет меньше волнового (в пределе — короткое замыкание в конце линии), то ток с течением времени будет возрастать.
Рис. 7.
Как только волны напряжения и тока, возникшие при включении (→), достигнут конца линии, так тотчас же электрическая энергия преобразуется в магнитную. Напряжение на конце линии уменьшается до нуля, а ток увеличивается до двойной величины тока падающей волны.
Двойной ток устанавливается от точки к точке вдоль всей линии, от конца к началу (←). Соответственно напряжение падает по всей линии до нуля. От короткозамкнутого конца появляются отражённые волны напряжения и тока.
Но так как источник тока остаётся включенным, то от него вновь будут к концу линии (→) распространяться волны напряжения и тока, вследствие чего ток возрастёт до трёхкратной величины.
Когда новые волны достигнут конца, тогда напряжение упадёт до нуля, а ток станет равным четырёхкратному первоначальному, возникнет отражённая волна (←), и т.д.
Использовалась литература:
Техника высоких напряжений, под ред. М.А. Бабикова. М. — Л.: Гос. энергетическое издательство. 1947 г.
Для схемы с сопротивлением нагрузки не в конце линии, а в её начале:
Рис. 8.
то есть несимметричная линия (где длина проводов до нагрузки разная, а, следовательно, и разное время прохождения волн), примеров найти не удалось.
Вполне возможно, что токи в плюсовых и минусовых клеммах источника тока могут быть разными в один и тот же момент времени.
На практике я сталкивался с тем, что токи (переменные 50 Гц), замеренные с двух сторон вторичной обмотки трансформатора тока, были разными, хотя это, вроде бы, противоречит Первому правилу Кирхгофа! (Обмотка трансформатора служила источником тока).
(Оффтоп)
Уважаемый Mentat, Ваши вопросы, конечно, очень интересны! Они свидетельствуют о пытливости Вашего ума. Не каждому придёт в голову задавать такие гениальные по простоте вопросы, которые ставят в тупик даже многоопытных специалистов.
Но это всего лишь первый (хотя и очень важный) этап работы исследователя.
Остаётся надеяться, что с течением времени, овладев знаниями и методами научно-исследовательской работы, Вы сумеете самостоятельно находить ответы на Ваши вопросы к природе.