В дополнение к вышесказанному:
Об отсутствии социализма в СССР вскользь упоминает Волкогонов Д. А. в своей книге “Сталин” (книга не только о Сталине, там обо всем понемногу).
Цитата:
"Достаточно ли индустриализации, я уже не говорю о коллективизации, ликвидации кулаков, достижения всеобщей грамотности, чтобы сказать: вот он, социализм, к которому мы стремились?" (Волкогонов Д. А. - “Сталин”)
Прямым текстом об отсутствии социализма в СССР говорит Соловьев А. В. в своей работе “Еще раз об общественном строе СССР” (да и в других работах тоже).
Цитата:
"Какие же процессы и события могли с 1917 по 1987 год привести к победе СОЦИАЛИЗМА в нашей стране?
Интервенция, Гражданская и Великая Отечественная войны? - Но штык или «катюша» никогда не были орудием созидания и увеличение убойной силы орудия не превращает оное в средство строительства социализма.
Индустриализация? Но через индустриализацию прошли все капиталистические страны не став странами социалистическими.
Коллективизация? (Создание сельскохозяйственных производственных кооперативов). Но кооперативное производство в сельском хозяйстве широко развито во Франции, Германии, Италии, Испании, Японии, CШA... Может, там уже социализм? Вряд ли...
в СССР был не социализм, а госкапитализм (который, кстати, очень даже не плох и к которому надо было бы вернуться), но вещи и события надо называть СВОИМИ именами, не маскируя под другой «колер»". (“Еще раз об общественном строе СССР”, Соловьев А. В.).
Но если социализма на деле в СССР не было, то что же тогда у нас было?
Волкогонов Д. А. в вышеупомянутой работе считает, что Сталин построил то ли цезаризм, то ли бюрократический тоталитаризм, то ли казарменно-тоталитарный режим.
Соловьев А. В. считает, что в СССР был не социализм, а госкапитализм.
А вот Тилле А. А. в своей оригинальной работе "Советский политический феодализм" считает, что в СССР был не социализм, а феодализм. Вот несколько цитат из его работы:
Цитата:
"почему СССР не мог при титанических потугах не только перегнать, но просто догнать капиталистические страны по уровню производства, хотя по Марксу социализм - высшая формация? Возможно, ответ был бы найден, но никто даже не ставил вопроса! А ответ простой - в России установился строй социалистический по форме, феодальный по сущности".
"Фантазия Свифта, Гоголя, Оруэлла бледнеет перед фантастикой советской жизни. В ней все перевернуто, стоит вверх ногами. Не поняв значения абсурда советской действительности, нельзя его даже заметить: человек с нормальным мышлением просто его не воспринимает. Сталкиваясь с абсурдом, человек полагает, что чего-то не понимает и потому просто пропускает мимо". (Тилле А. А. - "Советский политический феодализм").
А вот еще - Кагарлицкий Б. Ю. в статье "Периферийная империя" из работы “Статьи в журнале "Русская Жизнь"” называет режим царской России колониальным:
Цитата:
"Экономика развивается как колониальная. Отношение власти к населению такое же, как в колониальных странах. Власть единственный европеец в России. Массы - дикие и отсталые по определению, ибо другими им и быть нельзя. Так положено. Так правильно.
Британский журнал в конце Крымской войны недоумевает: какие могут быть у нас претензии к политической системе русского царизма - разве не такую же точно систему мы сами построили в Индии?
Но наши «колонизаторы» не иноземцы, не захватчики. Они свои. Родные. Любимые. Защитники наши. Борцы за национальную независимость и мощь нашей державы. Колониальная власть в России - это ее собственное государство. Роль плантационных негров играют собственные мужики". (Кагарлицкий Б. Ю. - “Статьи в журнале "Русская Жизнь"” - Периферийная империя)
То же самое можно сказать и о России с 1917 года до настоящих времен - это колониальная империя, в которой метрополия находится в кремле, а колония начинается прямо за его стенами. Очень, кстати, выгодная географическая ситуация - англичане и другие колонизаторы плавали угнетать свои колонии за тридевять земель, а тут никуда плавать не надо и угнетаемые сами принесут все, что надо угнетателям - собственному руководству. Филиалы и опорные пункты метрополии (обкомы, горкомы, органы местного самоуправления и т. д.) находятся в так называемых городских и сельских поселениях под охраной стрельцов (жандармов, полиции, милиции, опять полиции).
Вообще говоря, точно сказать, что у нас было и есть, с точки зрения общепринятой классификации общественно-экономических формаций, затруднительно - легко можно прийти к выводу, к которому пришел один из участников обсуждения вопроса, что у нас в России за строй:
Цитата:
"В обществе присутствуют элементы первобытно-общинного строя, рабовладение, капитализм, феодализм, коммунизм, социализм и еще чертичё." (
http://www.newsland.ru/News/Detail/id/475156/)
Очень показательно в этом смысле высказывание Р. Конквеста о феодализме:
Цитата:
"До 1861 года русский крестьянин в большинстве случаев был крепостным, то есть фактически принадлежал своему господину. Подобное общественное устройство часто называют «феодальным», но тут следует уточнить, что «феодализм» есть очень широкое понятие, и если одинаково использовать его по отношению к средневековой Англии и к России 18-го - 19-го вв., то от наблюдателя под этой общей «шапкой» ускользнут основные различия двух систем." (Конквест Р. - “Жатва скорби (Советская коллективизация и террор голодом)”).
Иными словами говоря, даже в определении понятия, что такое феодализм (не говоря уже о социализме или коммунизме) после десятилетий анализа и изучения этого явления так и не дано исчерпывающего ответа на все вопросы, касающиеся существа дела.
Лезть в эти дебри - заведомо безнадежное дело. Видимо, прав был Л. Н. Толстой, который в своем дневнике (запись от 24 января 1894 года) утверждал, что при помощи философии (продолжим от себя - политэкономии, политологии и т. д.) "можно доказывать, что хотите, и потому ничего нельзя доказать".
Мне кажется, что любую общественно-экономическую формацию, начиная от первобытно-общинного строя и кончая коммунизмом, можно свести к простейшей бинарной ситуации - это взаимодействие управляющей и управляемой подсистем - они существуют в любой организации - от государства до самого мелкого предприятия или какой-либо обособленной его части (племя, род, рабовладение, полк, рота, церковь, тюрьма, участок, цех, бригада коммунистического труда и т. д.).
Если взглянуть на СССР с этой точки зрения, то нельзя не заметить, что история управляющей подсистемы - это история завоевания и удержания власти любой ценой (кстати, то же самое и с многими производственными предприятиями и организациями).
Цитата:
"Основная цель любой однажды возникшей общественной структуры - её собственное выживание. В этом деле она использует все средства: строит свои «берлоги», защищает границы своего «участка», ищет партнеров и уничтожает врагов. Если для выживания выгодно сотрудничать с другими структурами, - будет сотрудничать. Если удобнее автономное развитие – будет существовать сама по себе. Но обычно отношения становятся антагонистичными, поскольку у структур один основной ресурс - люди, общество". (Валянский С., Калюжный Д. - “О Западе, который пыжился, пыжился, а Россия сама по себе”)
О взаимодествии управляющей и управляемой систем говорят эти же авторы в другой работе:
Цитата:
"В любой стране существует «два народа», или, иначе, два основных класса. Первый, основной - большинство населения страны, создающее материальные ценности. Второй - малая часть населения, называемая элитой. Обычно государство стремится к тому, чтобы различия между ними были как можно меньше. Если же власть осуществляется лишь в интересах элиты, а не большинства, то уровни жизни, мировоззрение, цели большинства и элиты начинают расходиться, и само сохранение государственности оказывается под вопросом, хотя государство может существовать ещё достаточно долго, эволюционируя в ту или иную сторону". (Валянский С., Калюжный Д. - “Русские горки: конец российского государства”)
Если это верно, то представляется возможность сравнить эффективность любых организаций путем определения процентного соотношения между потреблением ресурсов управляющей системой организации и управляемой - чем больше съели управленцы по сравнению с управляемыми, тем менее эффективна и менее справедлива эта система управления (общественный строй, производственная организация, исправительно-трудовой лагерь, колхоз, фазенда и т. д.). При некоторой фантазии можно придумать и другие критерии сравнения. Но было бы интересно сравнить прожорливость системы управления колхозным крестьянством и системы управления царскими крепостными (между капитализмом и так называемым социализмом или между социализмом и современной Россией) - результаты могут получиться парадоксальными.
Лишнее подтверждение своей правоты по поводу стахановского движения случайно обнаружил в воспоминаниях заключенного в Соловецкий лагерь (арестованого в 1935 году 15-летним школьником за подготовку покушения на секретаря ЦК КП(б) Украины Косиора и товарища Сталина!) и работавшим там некоторое время в тюремной библиотеке Чирковым Ю. И. (через год после реабилитации стал профессором и затем доктором географических наук):
Цитата:
"... появился горный инженер Грицай, широко образованный специалист. Его отправили в Соловки за анализ рекорда Стаханова, в 1935 году выполнившего 1400 процентов нормы на добыче угля на шахте «Центральная-Ирмино». Грицай доказывал, что сам факт перевыполнения нормы на 1400 процентов указывает на абсурдность этого рекорда. Если норму можно перевыполнить в четырнадцать раз, то что это за норма? А если «норма» – это действительно большой объем тяжелой работы, выполняемой забойщиком, и она перевыполнена в 14 раз, то, значит, на рекордиста работали также и помощники. И Грицай приводил данные, сколько шахтеров работало «на подхвате» у рекордиста. Грицай рассказывал о многочисленных арестах среди горняков, критически относящихся к таким рекордам. Горный инженер с интересом просматривал статьи о стахановском движении, заполнявшие журналы того времени". (Чирков Ю.И. - “А было все так”)
Эта информация косвенно подтверждает вышеизложенные доводы по поводу взаимодействия управляющей и управляемой подсистем - управляющая система (сознательно или примитивно ошибаясь или то и другое вместе) придумала очередной антинаучный абсурд в виде стахановского движения и требует воплощения его в жизнь. Отдельные индивидуумы, наивно пытаясь исправить ошибки управления, в те времена получали срок и отправлялись в соловецкие лагеря на исправление, а кто не возражал против этого абсурда, пытались увеличить скорость выполнения работы в 14 раз, но при такой скорости думать получается плохо, да и управляющая система прямо говорит - чего тут думать, тут бегать надо.
И этим антинаучным абсурдам, придуманным и до, и после 1917 года, несть числа - поразительно живучие элементы плановой экономики, организации системы заработной платы и прочие вопросы - все сделано не для совершенствования эффективности производства, а в целях упрочения безопасности существования управляющей подсистемы.
Без сопротивления со стороны управляемой подсистемы управляющая подсистема в конце концов уничтожит и саму себя, и все то, чем она управляет.
Несколько ярких иллюстраций об уровне жизни в царской России управляющей и управляемой подсистем и причинах революции 1917 года.
Цитата:
"все это и в самом деле было - и омары во льду, и воздушные пирожные, и юные гимназистки, и мягкие рессоры ландо… Вот только эта беспечная и сытая жизнь - с гимназистками и влюбленными в них юнкерами, с ветчиной на столе и хрустом французской булки - охватывала, прошу не забывать, не более пятнадцати процентов населения Российской империи. Остальные восемьдесят пять - это нищета. Вечно голодные крестьяне, которые почитали лакомством даже не французскую булку, а чёрный, без примесей, хлеб. Которые не жили, а мучительно выживали, от урожая до неурожая." (Бушков А. - “Сталин. Корабль без капитана”)
А вот мнение по этому вопросу ярого монархиста, непримиримого антикоммуниста и врага социализма:
Цитата:
"староэмигрантские песенки о России, как о стране, в которой реки из шампанского текли в берегах из паюсной икры, являются кустарно обработанной фальшивкой: да, были и шампанское и икра, но - меньше чем для одного процента населения страны. Основная масса этого населения жила на нищенском уровне." (Солоневич И. Л. - “Народная монархия”)
Примерно те же мысли высказывает, по выражению Б. Н. Ельцина, и "молодой, понимаешь, реформатор", Е. Т. Гайдар:
Цитата:
"Добиться успехов в индустриализации страны после освобождения крестьян также удается не сразу. Важнейшим препятствием на этом пути стал хронический дефицит национальных сбережений. Крестьянство, переобремененное налогами и выкупными платежами, лишенное при сохранении общины стимулов к развитию производства, явно не могло быть источником значительных добровольных сбережений. Дворянство с укоренившимися нормами дорогостоящего демонстративного потребления также не годилось на роль крупного поставщика финансовых ресурсов для развития." (Гайдар Е. Т. - “Государство и эволюция”)
С одной стороны, Гайдар явно признает ненормальным "дорогостоящее демонстративное потребление" управляющей подсистемы, с другой стороны - делает все для возврата этих порядков - дорогостоящее демонстративное потребление есть один из главных признаков так называемых "новых русских".
Цитата:
"Несистематизированная информация - это просто сведения. Только определенным образом организованные сведения имеют смысл." (Друкер П. Ф. "Задачи менеджмента в XXI веке")