2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Вопрос про ракету.
Сообщение12.09.2010, 18:38 


12/09/10
15
Некоторые космические ракеты-носители осуществляют разделение ступеней по следующей схеме:

1. Запуск реактивных ускорителей осадки топлива следующей ступени.
2. Отсечка тяги предыдущей ступени.
3. Рзделение ступеней.
4. Задержка ~ 1 сек.
5. Запуск двигателей следующей ступени.
6. Окончание работы реактивных ускорителей осадки топлива.

Давление топлива на входе турбопомпы двигателя, необходимое для его запуска создаётся за счёт давления наддува в топливном баке. Когда топливо = жидкий водород - для наддува используется газообразный водород.

Схематически нормальная ситуация в топливном баке выглядит так:

Изображение

Но что произойдёт, если осадочные ускорители не сработают..

При разделении 1-й и 2-й ступеней - ракета движется в атмосфере, а значит её ускорение сменится торможением и в топливном баке начнётся переходный процесс со следующими начальным и конечным состояниями:

Изображение . Изображение


Вопросы:

1. Физика переходного процесса.
2. Ситуация на входе турбопомпы.

Относительно 1-го пункта некоторые утверждают, что это будет "пробулькивание" газообразного водорода через жидкий и только. Но как же с испарением и конденсацией ?

Если мы имеем топливный бак весьма большой высоты - значит ли это, что в течении всего времени, которое необходимо для "пробулькивания" - ситуация на входе турбопомпы будет такой же, как и в рабочем режиме ?

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос про ракету.
Сообщение12.09.2010, 20:08 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
11587

(Оффтоп)

Цитата:
Вопрос про ракету.

Это не вопрос, а заказ на исследовательскую работу. Форма оплаты: "Спасибо!"

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос про ракету.
Сообщение12.09.2010, 21:02 


12/09/10
15
Утундрий в сообщении #351694 писал(а):
Это не вопрос, а заказ на исследовательскую работу.
Не могу согласиться :)

Скорее - это вопрос на понимание основ физики.

Сторонники "теории пробулькивания" утверждают, что если ( например ) взять достаточно высокую ёмкость ( например - диаметром 0.1 м и высотой 1000 м ), заполненную на 90% объёма очень лёгкой жидкостью и на 10% объёма паром этой жидкости под очень большим давлением, то если практически мгновенно перевернуть эту ёмкость вверх ногами - давление жидкости на дно ёмкости ( т.е. после переворота - на её "потолок" ) будет оставаться НЕИЗМЕННЫМ всё то время, которое необходимо пузырю пара на "путешествие" с одного конца "бутылки" до другого.

Может такое быть ???

На мой взгляд - это прямо противоречит "основам природного законодательства" :)))

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос про ракету.
Сообщение13.09.2010, 11:46 


12/09/10
15
Что происходит с жидкостью, налитой на поверхность газа ?

Окажется ли при этом жидкость в невесомости ?

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос про ракету.
Сообщение13.09.2010, 15:30 
Аватара пользователя


23/11/09
1607
Dm177 в сообщении #351851 писал(а):
Окажется ли при этом жидкость в невесомости ?
Окажется.
Рис.2 "неудачен". Давление в баке достаточно для начала работы турбонасоса + давление от вспомогательной ёмкости с Р=200ати.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос про ракету.
Сообщение13.09.2010, 16:57 


12/09/10
15
Gravist в сообщении #351918 писал(а):
Dm177 в сообщении #351851 писал(а):
Окажется ли при этом жидкость в невесомости ?
Окажется.

Тогда разделение ступеней в невесомости - частный случай разделения с торможением.

Особенно роднит их то, что из-за упругой деформации дна топливного бака - при отсечке тяги предыдущей ступени топливо в баке получает "пинок" и начинает двигаться к противоположной стенке ( бывшей до этого "потолком" ) даже в невесомости.

Насколько я понимаю физику - жидкость, оказавшаяся "на поверхности" газа, превращается в дождь. Значит, уточнённая схема переходного процесса должна выглядеть так:

1. Разделение с торможением.

Изображение . Изображение

Изображение . Изображение



2. Разделение в невесомости.

Изображение . Изображение

Изображение . Изображение


Получается, что отличие разделения ступеней ракеты-носителя в невесомости ( т.е. без торможения ) от разделения в атмосфере ( т.е. с торможением ) лишь в том, что переходный процесс в невесомости заканчивается "на полпути" - на стадии "дождя" ( заполняющего весь объём бака ).

Верно ?

...

Gravist в сообщении #351918 писал(а):
Давление в баке достаточно для начала работы турбонасоса

Если верить 3-му закону Ньютона, то в обоих случаях - жидкость, находящаяся в невесомости "на поверхности газа" - не давит ни на что.

Если бы в первом случае ( торможение ) газ давил на жидкость снизу - она бы лежала на нём, как на опоре, а не находилась в свободном падении.

Это так ?

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос про ракету.
Сообщение13.09.2010, 17:44 
Аватара пользователя


03/03/10
1341
Dm177 в сообщении #351958 писал(а):
Если верить 3-му закону Ньютона, то в нашем случае - жидкость, находящаяся в невесомости "на поверхности газа" - не давит ни на что.

Это так ?

Нет, так как жидкость давит не только за счёт своего веса, но и потому, что стремится расшириться (принять форму сферы). и если сосуд не сферический, то жидкость будет оказывать давление на его стенки.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос про ракету.
Сообщение13.09.2010, 17:54 


12/09/10
15
Kitozavr в сообщении #351988 писал(а):
жидкость давит не только за счёт своего веса, но и потому, что стремится расшириться (принять форму сферы). и если сосуд не сферический, то жидкость будет оказывать давление на его стенки.

Точно!

Но в обсуждаемом случае - всеми источниками давления, кроме давления газа - можно ( по условиям задачи ) пренебречь.

Вопрос лишь в том, передаётся ли в "монолитной" жидкости давление наддува ( т.е. газа ), необходимое для отсутствия кавитации при запуске турбопомпы.

3-й закон Ньютона ( как я понимаю ) - полностью это ( в данном случае ) исключает.

Так ?

...

Также необходимо добавить, что хотя жидкость превращается в "дождь" не сразу - это не означает, что "монолитная" её часть продолжает "висеть на потолке", ожидая своей очереди на "дробление".

Как только жидкость оказывается в невесомости - она мгновенно превращается в "КАПЛЮ", которая уже затем начинает дробиться.

Вот почему, даже при разделении ступеней в невесомости, когда смешивание газа и жидкости происходит весьма неспешно - давление жидкости на входе турбопомпы становится примерно равным нулю немедленно после отсечки тяги предыдущей ступени.

Всё правильно ?

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос про ракету.
Сообщение14.09.2010, 16:44 


12/09/10
15
Поскольку мы выяснили ( все согласны ? ), что в момент отсечки тяги - давление газа на жидкость ( оставаясь неизменным по абсолютному значению ) мгновенно становится равным нулю по векторной сумме ( т.е. газ сразу начинает давить на падающую жидкость равномерно с противоположных сторон ) - картинки со схемами переходного процесса нужно снова уточнить.


1. Разделение с торможением.

Изображение . Изображение

Изображение . Изображение



2. Разделение в невесомости.

Изображение . Изображение

Изображение . Изображение

...

Мгновенное обнуление векторной суммы давления газа наддува на жидкое топливо в баке ( при переходе жидкости к свободному падению в газе ) является строгим требованием 3-го закона Ньютона.

ЭТО ТАК ???

Очевидно, что никакое "пробулькивание" не может мгновенно переместить часть газа наддува на весьма значительное ( теоретически - сколь угодно большое ) расстояние ( с одного конца топливного бака на другой ).

За счёт каких же физических процессов ( и в соответствии с какими физическими законами ) это происходит ?

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос про ракету.
Сообщение15.09.2010, 21:47 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
11587
Мнится мне, что ничего кроме эмпирики тут не применишь...

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос про ракету.
Сообщение16.09.2010, 00:56 


12/09/10
15
Утундрий в сообщении #352858 писал(а):
Мнится мне, что ничего кроме эмпирики тут не применишь...

А мне представляется, что совсем наоборот - вопрос принципиально решается на уровне элементарных основ физики.

Так ли необходимы натурные эксперименты, чтобы с уверенностью ответить на следующие вопросы:

1. Может ли жидкость лежать на газе ?

2. Может ли свободно падающая жидкость давить в каком-то направлении ?

3. Может ли жидкость оставаться жидкой при нулевом давлении ?

4. Может ли жидкость, свободно падающая в газе - не иметь его со всех сторон ?

5. Ответ на какой из предыдущих вопросов не очевиден ?

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос про ракету.
Сообщение16.09.2010, 01:03 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
11587
Такие вопросы чаще всего решаются путем сооружения неких критериальных зависимостей, коие как правило извлекаются либо из экспериментов либо из научных журналов. Никто в здравом уме не станет определять режим кипения воды в кастрюле путем решения уравнений Навье-стокса на суперкомпьютере.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос про ракету.
Сообщение16.09.2010, 16:46 


12/09/10
15
Утундрий в сообщении #352922 писал(а):
Такие вопросы чаще всего решаются путем сооружения неких критериальных зависимостей, коие как правило извлекаются либо из экспериментов либо из научных журналов. Никто в здравом уме не станет определять режим кипения воды в кастрюле путем решения уравнений Навье-стокса на суперкомпьютере.

Я имею в виду немного другое.

А именно - можем ли мы назвать те законы физики, которые "руководят" переходным процессом и сделать ( на качественном уровне ) обоснованное предположение о его характере.

Если утверждать, что до эксперимента - мы совершенно ничего не знаем, а потому и никаких обоснованных априорных предположений делать не можем, то и после любого эксперимента - ситуация не изменится.

Но если мы всё же что-то заранее знаем и что-то можем заранее предположить, то я как раз и хочу максимально подробно здесь выяснить - ЧТО ИМЕННО ???


Например, при разделении в невесомости ( в момент отсечки тяги ) - топливо и газ наддува начинают неторопливо смешиваться. Продолжительность переходного процеса - десятки минут. Всё это время с одной стороны бака больше газа, а с другой - больше топлива.

Но значит ли это, что всё это время газ продолжает прижимать топливо к стенке у заборной горловины турбопомпы ?

Зачем, хотя задержка включения двигателя 3-й ступени всего ~ 1 сек. - специальные реактивные ускорители осуществляют в течение этой секунды непрерывную осадку топлива ?

Что такого "страшного" должно случиться с жидкостью в баке за одну секунду невесомости ???

Мы точно знаем, что в момент наступления невесомости - топливо в баке мгновенно ( по своей сути ) превращается в "каплю".

Но что должно происходить, когда весь газ изначально находится только с одной стороны от "капли" ?

Почему даже секунда невесомости фатальна ?

Ведь абсолютная величина давления газа в баке не может уменьшиться. Следовательно - что-то плохое должно случиться с направлением давления. Однако, тот газ, который прижимал топливо за мгновение до отсечки тяги, через мгновение после - находится всё там же и давит так же.

Значит, в момент отсечки тяги - должен начать появляться газ, который со всех "необходимых" сторон ( в новых физических условиях ) скомпенсирует давление по направлению.

И какие это "необходимые" стороны ?

Почему после наступления невесомости что-то вообще должно измениться ?

Может ли газ в невесомости давить на жидкость только с одной стороны ???

Меня интересует именно теоретическое обоснование на самом элементарном качественном уровне.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group