2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему
 
 Существуют ли решения предлагаемой транспортной задачи
Сообщение14.08.2006, 12:11 


14/08/06
2
Привет Форумчанам.

Господа, есть вопрос к специалистам. У меня техническое боразование в области ИТ. Знания математики- базовые инженерные. А как говорил наш замечательный преподаватель Баскаков В.А., Царство ему небесное, все инженера - бездарные математики.
Вопрос такой:
Есть задача (насколько я понимаю, задачи такого типа называются транспортными)
Есть набор точек продаж (например терминалы самообслуживания типа eleks-net), расположенных в разных местах.
Интересуют задача оптимальной инкассации этих точек, учитывая что:
1. Есть стандарнтые параметры задачи, это:
загруженность дорог, стоимость бензина, стандартные маршруты из одного места в другое
2.Нестандартное условие: необходимость инкассации точки зависит от количества наличности в ней - вот это суть вопроса. Например, можно ездить инкассировать когда уже переполнено, или например ездить чаще, когда необходима инкассация других точек, расположенных рядом - заехать близко и недорого.

Есть ли решение данного вопроса? Просьба подсказать конкретно где копать и что читать ( для меня чтение матем. литературы - сложное занятие и я не хотел бы терять время, читая не то, что нужно).

ps Возможно вопрсо не в той ветке, но в ветку задач меня не пустили, да я и прошу не решение, а принципиальность существования уже решенной задачи (я так понимаю кто-то с таким уже сталкивался) и где это можно прочитать.

Спасибо. С уважением, Артем

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение14.08.2006, 12:36 
Заблокирован
Аватара пользователя


04/09/05

410
Москва
2 ArtemT

Мдя... я понимаю так. Если все так туго, надо почитать что-то простое, но по теме. Особливо, ежели это транспортная задача (а похожа, зараза). Тээкс...что там для инженеров...

1. Таха, Хемди А. "Введение в исследование операций" - все что про транспортную задачу.
2. Волков И.К., Загоруйо Е.А. "Исследование операций" - аналогично.

Эти книги, как говорится, "написаны без излишнего академизма" :D . Первая очень толстая, а вторая потоньше, но зато почти полностью слизана с первой :wink: , хотя при этом получилось что-то новое :twisted:

p.s. А что, разве ИТ-спецам не читают теорию принятия решений или исследование операций?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение14.08.2006, 13:49 


14/08/06
2
Спасибо! Теперь мне в книжный.
Исследование операций читали, но плохо((((
хорошо читали матан, как раз Баскаков, и тервер - Калиниченко. С этим у меня все нормально.
Остальная математика прошла мимо меня))

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение14.08.2006, 13:53 
Заблокирован
Аватара пользователя


04/09/05

410
Москва
2 ArtemT
ArtemT писал(а):
Исследование операций читали, но плохо((((

О, да... к сожалению современная проблема технических вузов...

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение14.08.2006, 19:17 


24/05/06
72
Сперва, наверное, необходимо ввести для каждой точке(инкассируемому обьекту) степень важности этой точки. Эту величину можно ввести разными путями, в зависимости от количества и качества известных данных. Например,если известно (по предыдущим инкассациям) количество выручки получаемой от каждой точки $x_1,x_2,...,x_n$, можно посчитать долю выручки каждой точки $$\lambda_j=\frac{x_j}{\sum\limits_{i=1}^nx_i} , j=\overline{1,n}$$. Чем выше доля прибыли точки, тем выше степень важности этой точки. Или если неизвестна прибыль каждой точки, то степень важности можно ввести по кол-ву близлежащих домов хк данной точке и количеству проезжающих машин в час(у) мимо той или иной точки.Чем больше x, y тем вероятнее , что точка будет иметь большую прибыль, а значит и степень важности ее будет выше. Далее можно ввести классификацию, присвоить самой вероятно прибыльной точке число 1, менее вероятноприбыльной - 2, и т. д. Так для каждой точке установим степень ее важности. В итоге имеем:карту с обозначенными на ней точками(инкассируемыми обьектами), точки упорядочены по степени их важности, также на карте обозначены пути, назовем их ветки (ветка - на карте отрезок соединяющий одну точку(инкассируемый обьект) с другой, причем этому отрезку могут принадлежать только две точки(т.е. два инкассируемых обьекта), очевидно они будут лежать наконцах этого отрезка).Введем для каждой такой ветви величину - времяемкость $$\alpha$$,$$\alpha < 0$$ всегда. Т.е чем ветвь труднопроходима(это связано с плотностью светофоров, с загруженностью дороги и т.д.), тем меньшую отрицательную величину $$\alpha$$ эта ветка имеет. Отсюда вывод:самая легкопроходимая ветка из всех веток имеет величину $$\alpha = -1$$.Самая легкопроходимая ветка из всех веток за исключением той ветки, которой мы уже присвоили $$\alpha = -1$$, имеет значение $$\alpha = -2$$, и т.д. Если всего веток на карте n штук, то самая труднопроходимая ветвь будет иметь значение $$\alpha = -n$$. Времяемкость почти похожа на звездную величину, введенную в астрономии, чем больше светимость звезды, тем меньше звездная величина этой звезды.В отличии от звездной величины, времяемкость всегда отрицательна. В итоге: на карте обозначены точки(инкассируемые обьекты), этим точкам присвоены различные числа от 1 до m(где m - кол-во
точек на карте), на карте обозначены дороги(ветки), этим дорогам присвоены числа от -1 до -n.
Далее разобьем карту на две половинки, скажем вертикальной чертой.Карта разобьется на две половинки, левую и правую. Посчитаем степень важности каждой половинки. Эт степень важности половинки будет получаться как сумма всех степеней важности точек находящихся в данном квадрате да плюс сумма всех времяемкостей веток, которые находятся в заданном квадрате.Найдем степень важности левой и правой половинки.Если степень левой половинки карты будет больше степени правой половинки карты. то инкасировать надо начинать с левой половинки, если наоборот, степень правой больше левой, то начинать надо с правой. Таким образом. мы определим с какой половинки надо начинать инкассировать.Даллее ту половинку, степень которой больше разделим снова на пополам. Теперь карта будет состоять из 3-ех частей. Посчитаем степень важности двух частей , которые находятся в половинке . Пусть они равны(x,y). Начнем инкассирование с тойчасти , степень важности которой max(x,y), эту часть назовем часть А. Затем разделим вторую половинку карты, на две части , посчитаем степень важности. И так далее каждый участок снова делим на пополам . считаем их степень важности. Когда разделим на пополам, часть А, посчитаем их степень важности пусть они равны (p,q), и выберем ту часть степень которой max(p,q).Эту часть мы назовем часть А.И т.д.Все время часть А,делим на 2 части ,большую часть(в смысле степень важности) на зываем часть А.
В итоге: наша карта превратиться в карту на которой , будут нанесены площади(квадраты), с нанесенной степенью важности квадрата.Это деление будет продолжаться до тех пока часть А не будет содержать только одну точку(один инкассируемый обьект). =>Первоначально начинаем инкассировать точку в текущей части А.А затем едем в соседнюю часть, причем в ту соседнюю, что обе две части составляли часть А предидущего шага.И т.д.
Модель к сожалению получилась статическая. К примеру не учтен, час пик.Т.е изменение времяемкости ветки в течении суток.
Вряд ли такая модель оптимальная, но в этой модели учтено практически все, кроме стоимости бензина.
А вообще, эта задача решается с помощью ЭВМ.Программирование. Эта задача сходна с задачей коммивояжера, или еще ее называют задача кладоискателя. Пишется прога, используя метод рекурсии.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение14.08.2006, 20:45 
Заслуженный участник


09/02/06
4398
Москва
Так или иначе нужен факториально растущий перебор на компьютере. На самом деле в практических задачах можно избежать неподъёмный для компьютера перебор некоторым упрощением, связанным с отказом от поиска настоящего максимума целевой функции, заменив на поиск варианта, который не сильно уступает принципиального максимума. Обычно, для полноценной замены, нужно знать более детальную информацию.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group