2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Физика столкновения на плоскости
Сообщение05.04.2010, 13:02 


05/04/10
11
Здравствуйте!
Пишу простенький физический движок на плоскости "для себя".
При описании столкновения тел возникла трудность с которой я никак не могу разобраться.
Насколько я понимаю, при соударении часть энергии поступательного движения тела преобразуется во вращательную и наоборот. А сумма этих энергий до удара и после будет, естественно, величиной постоянной. Конечно в случаи упругого удара, то есть без потери энергии на деформацию и нагревание.
Начал с относительно простого случая - столкновение квадрата со стеной.
Квадрат:
сторона: $a$
масса: $m$
скорость: $V_x$, $V_y=0$. То есть движение только вдоль оси $X$.
угловая скорость: $w=0$
Движется в сторону стены под углом $\alpha$.
Импульс тела до столкновения $p_0=m*v$
Так как удар упругий, в момент соударения на тело подействует импульс $p=m*v$ перпендикулярный плоскости стены. Проведем ось через центр тяжести квадрата (это будет его центр, так как масса распределена равномерно) и точку соударения. И спроецируем вектор импульса на эту ось и перпендикулярную ей. Получим $P_1$ - проекцию импульса на проведенную ось и $P_2$ - проекцию импульса на перпендикулярную ось. То есть $P_0^2=P_1^2+P_2^2$. Таким образом $P_1$ заставит тело двигаться поступательно в направлении проведенной оси со скоростью $V_1$, а $P_2$ - заставит тело вращаться. Рассчитаем угловую скорость тела после соударения. Момент инерции $L=r*P_2$ и $L=J*w$, отсюда $r*P_2=J*w$, значит $w=r*P_2/J$. Причем $r=\sqrt{2}*a$, $P_2=m*V_2$, а момент инерции квадрата относительно оси, проходящей через его центр перпендикулярно его плоскости $J=m*a^2/6$ (из справочника). Таким образом $w=\sqrt{2}*a*m*V_2/(m*a^2/6)$.
В соответствии с законом сохранении энергии получаем: $E_0=E_1+E_2$, $m*v_0^2/2=m*v_1^2/2+J*w^2/2$. Подставив сюда полученную угловую скорость $w$ и упростив выражение получаем $V_0^2=V_1^2+12*V_2^2$, что противоречит теореме Пифагора.

Большая просьба к людям разбирающимся в физике подсказать, где именно в вычислениях я допустил ошибку. Или если я вообще не правильно рассуждаю, то подсказать в какую сторону копать. Заранее большое спасибо!! :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Физика столкновения на плоскости
Сообщение05.04.2010, 15:36 
Модератор
Аватара пользователя


13/08/09
2396
Spice в сообщении #306533 писал(а):
Движется в сторону стены под углом $\alpha$.
Импульс тела до столкновения $p_0=m*v$
Так как удар упругий, в момент соударения на тело подействует импульс $p=m*v$ перпендикулярный плоскости стены.


В момент соудрения на тело подействует имульс $J=\Delta p_{\text{тела}}=2\cdot m\cdot v\cdot \sin\alpha$
Надеюсь, что я не поторопилась и поняла, о чем вы говорили....

 Профиль  
                  
 
 Re: Физика столкновения на плоскости
Сообщение06.04.2010, 04:09 


05/04/10
11
Spice в сообщении #306533 писал(а):
Движется в сторону стены под углом $\alpha$.

Здесь я допустил неточность. Квадрат движется в сторону стены под прямым углом, так как
Spice в сообщении #306533 писал(а):
скорость: $V_x$, $V_y=0$. То есть движение только вдоль оси $X$.
, но повернут на некоторый угол $\alpha$ относительно своего геометрического центра.

whiterussian в сообщении #306558 писал(а):
В момент соудрения на тело подействует имульс $J=\Delta p_{\text{тела}}=2\cdot m\cdot v\cdot \sin\alpha$
Надеюсь, что я не поторопилась и поняла, о чем вы говорили....


Спасибо за ответ, whiterussian :-). Но ввиду моего уточнения это не совсем корректно. Да, изменение импульса будет $\Delta$P=2*m*V, так как до соударения он был $P_0=m*V$, а после - $P_1=-m*V$, то есть просто "отразится" от стены. Мне же необходимо рассчитать, как этот отраженный импульс перераспределится на вращательное и поступательное движение так, чтобы это не противоречило закону сохранения энергии. Я специально взял простейший случай и направил тело в сторону препятствия под прямым углом.

 Профиль  
                  
 
 Re: Физика столкновения на плоскости
Сообщение13.04.2010, 12:49 


05/04/10
11
Жаль, что мой вопрос так и не нашел решения.
Попробую сформулировать его более точно, а так же приложу картинку, чтобы было нагляднее.
Изображение
Поехали. Тело, с равномерно распределенной массой, движется под прямым углом к стене (неподвижное тело с бесконечно большой массой) без сопротивления среды. Тело - это квадрат со стороной $a$. Масса тела - $m$, скорость тела - $v_0$, импульс, соответственно - $p_0=m*v_0$.
В момент соударения на тело действует импульс $p$, равный по модулю $p_0$, но противоположный по направлению. Этот импульс можно разложить на $p_1$ - импульс, приложенный вдоль оси, проведенной между центром масс тела и точкой приложения импульса, и $p_2$ - импульс, приложенный перпендикулярно этой оси. Таким образом импульс $p_1$ придаст телу поступательное движение, а $p_2$ - вращательное.
Теперь считаем угловую скорость $w$, созданную импульсом $p_2$. Так как момент импульса $L=p*r$ и $L=J*w$, то $w=p*r/J$, где $p$ - это наш импульс $p_2$, $r=a/\sqrt2$, а $J=m*a^2/6$.
Итак, мы нашли скорость $v_1$ и угловую скорость $w$, с которыми тело будет продолжать двигаться после соударения.
Вопрос: правильно ли я решил задачу в общем виде.

ps В своем первом сообщении я допустил ошибку. Просьба апеллировать этим :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Физика столкновения на плоскости
Сообщение14.04.2010, 09:10 
Модератор
Аватара пользователя


13/08/09
2396
Spice в сообщении #308997 писал(а):
В момент соударения на тело действует импульс $p$, равный по модулю $p_0$ , но противоположный по направлению.

Так именно здесь собака -то и порылась! Импульс равен $2p_0$

 Профиль  
                  
 
 Re: Физика столкновения на плоскости
Сообщение14.04.2010, 11:05 


05/04/10
11
Хорошо, whiterussian, должен с тобой согласится.

Теперь решу задачу в численном виде.
Изображение
$m=1, v_0=1, a=1$, следовательно $p_0=m*v_0=1, r=1/\sqrt2, J=m*a^2/2=1/2$. Угол $\alpha=\pi/6$.
Находим $P_x$ и $P_y$: $P_x=2*p_0*cos(\pi/4-\alpha)=2*cos(\pi/12)=1.93$$, P_y=2*p_0*sin(\pi/4-\alpha)=2*sin(\pi/12)=0.52$. Далее нахожу $w: w=p_y*r/J=0.52*(1/\sqrt2)/(1/2)=0.74$ и $V_x=P_x/m=1.93/1=1.93$.
Таким образом после столкновения модуль линейной скорости $V_x=1.93$, а угловая скорость $w=0.52$.

Возникает вопрос: почему тогда закон сохранения энергии не выполняется? $m*V_0^2/2=m*V_x^2/2+J*w^2/2$
Подставив числа получаем: $1=3.9987$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Физика столкновения на плоскости
Сообщение14.04.2010, 14:16 
Аватара пользователя


30/10/09
806
Прежде чем численно решать, надо все в общем виде рассмотреть.
Прежде всего следует учесть, что в момент изменения импульса (удара) вращение происходит не вокруг центра масс квадрата, а относительно угла касания. Т.е. момент инерции будет в 4 раза больше.
Второй усложняющий момент, то что после удара у квадрата будет не только вертикальная составляющая поступательной скорости, но и боковая.

 Профиль  
                  
 
 Re: Физика столкновения на плоскости
Сообщение14.04.2010, 19:28 
Модератор
Аватара пользователя


13/08/09
2396
момент инерции квадрата $J=\frac{ma^2}{6}$

 Профиль  
                  
 
 Re: Физика столкновения на плоскости
Сообщение14.04.2010, 21:45 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
libra в сообщении #309385 писал(а):
после удара у квадрата будет не только вертикальная составляющая поступательной скорости, но и боковая.

А почему, кстати?...

Если трения в момент удара нет, то никакой боковой составляющей, естественно, не будет.

Если есть -- то там всё совсем не просто. Ну или может просто мне ничего так особо простого в этом случае не видится.

 Профиль  
                  
 
 Re: Физика столкновения на плоскости
Сообщение15.04.2010, 05:12 


05/04/10
11
whiterussian в сообщении #309525 писал(а):
момент инерции квадрата $J=\frac{ma^2}{6}$
Да, здесь я допустил ошибку. Правда принципиально это ничего не меняет. Вместо равенства 1=3.9987 получим 1=3.8162. Что может говорить только о том, что я принципиально неправильно решаю эту задачу.

libra в сообщении #309385 писал(а):
Прежде чем численно решать, надо все в общем виде рассмотреть.Прежде всего следует учесть, что в момент изменения импульса (удара) вращение происходит не вокруг центра масс квадрата, а относительно угла касания. Т.е. момент инерции будет в 4 раза больше.
Вот! Именно этот момент я, походу, не правильно понимаю. Правда если в моем решении просто увеличить момент инерции в 4 раза, все равно ничего не сойдется. libra, приведи пожалуйста вариант решения, который на твой взгляд является верным.
Spice в сообщении #309320 писал(а):
Второй усложняющий момент, то что после удара у квадрата будет не только вертикальная составляющая поступательной скорости, но и боковая.
А вот этот момент я учел. Когда вычислил модуль линейной скорости $V_x$, на рисунке показано, что она будет иметь не только вертикальную составляющую.

ewert в сообщении #309597 писал(а):
Если есть -- то там всё совсем не просто. Ну или может просто мне ничего так особо простого в этом случае не видится.
Именно из-за этого "не просто" я, собственно, и обратился за помощью в этот форум в поиске людей, разбирающимся в данной теме :-) Очень бы хотелось увидеть не просто комментарии, а подходы к решению этой задачи.

 Профиль  
                  
 
 Re: Физика столкновения на плоскости
Сообщение15.04.2010, 18:26 
Заслуженный участник


03/01/09
1701
москва
Для решения задачи нужно записать уравнения движения твердого тела:$\frac {d\vec P}{dt}=\vec F,\frac {d\vec L}{dt}={[\vec r,\vec F]}$,где $\vec P$-имрульс,$\vec L$-момент импульса тела,$\vec F$-сумма внешних сил.В нашем случае $\vec F$это сила упругости,действующая на квадрат в момент удара и приложенная к его вершине.
Из уравнений движения,получим изменения импульса и момента импульса за время удара (по модулю):$\Delta P=F\tau ,\Delta L\equiv L=rF\tau \sin (\frac {\pi }4-\alpha )$(здесь $\tau $-продолжительность удара),отсюда $L=\Delta Pr\sin(\frac {\pi }4-\alpha )\qquad (1)$.
Теперь записываем закон сохранения энергии:$$\frac {L^2}{2J}+\frac {(P_0-\Delta P)^2}{2m}=\frac {P_0^2}{2m}.$$
И,учитывая соотношение (1) находим $\Delta P=\frac {2P_0}{1+3\sin^2(\frac{\pi}4-\alpha)}$.Учли,что $r=\frac a{\sqrt 2},J=\frac {ma^2}6.$По формуле (1) находим $\Delta L$

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ] 

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group