2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Городская математическая олимпиада. г. Казань, 2002 г.
Сообщение04.11.2009, 11:34 


04/11/09
45
Источник: http://weblicey.ru/filesfile/olymp/gorod/kazan_0102_9-11.pdf

10 кл.

3. На доске написано 97 чисел: 48, 24 (=48/2), 16 (=48/3), …, 48/97. За один шаг разрешается стереть с доски любые два числа a и b и записать вместо них на доску число 2ab-a-b+1. После 96 шагов на доске останется одно число. Определить множество таких чисел.

Получилось $\sum \limits _{i=1} ^n {(-1)^{i+1} 2^{i-1} p_i (x_1, …, x_n)}$ , $n = 2k + 1$, $x_i = \frac k i$, $p_i$ - элементарные симметрические многочлены. И что с этим делать? Можно ли упростить?

 Профиль  
                  
 
 Re: Городская математическая олимпиада. г. Казань, 2002 г.
Сообщение04.11.2009, 12:37 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/01/06
3822
$2(2ab-a-b+1)-1=(2a-1)(2b-1)$, так что результат не зависит от последовательности стираний.

 Профиль  
                  
 
 Re: Городская математическая олимпиада. г. Казань, 2002 г.
Сообщение04.11.2009, 12:43 


04/11/09
45
Совершенно верно. Приведенное мной выражение симметрично. Но оно лишком сложно для олимпиады 10 кл. Нужно что-то более прозрачное. Вероятный ответ: 0,5

 Профиль  
                  
 
 Re: Городская математическая олимпиада. г. Казань, 2002 г.
Сообщение04.11.2009, 12:55 
Заморожен
Аватара пользователя


18/12/07
8774
Новосибирск
Да нет, всё нормально. Для последовательности $x_1, \ldots, x_n$ инвариант $(2x_1-1)\ldots(2x_n-1)$ выглядит вполне нормально и "по школьному". Я вот гораздо хуже инвариант нашёл :x
$$
S(x_1, \ldots, x_n) = \sum \left\{ \prod_{i \in A} x_i \cdot \prod_{i \not\in A} (x_i-1) : A \subseteq \{ 1, \ldots, n \} \right\}
$$

-- Ср ноя 04, 2009 15:57:14 --

Впрочем, это то же самое, что и у RIP, только записанное более коряво :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Городская математическая олимпиада. г. Казань, 2002 г.
Сообщение04.11.2009, 12:58 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/01/06
3822
Куда прозрачнее-то? Если вместо написанных чисел рассмотреть числа $96/k-1$ ($1\le k\le97$), то для них операция сводится к тому, что какие-то два числа заменяются произведением. Среди (новых) чисел есть 0, поэтому 0 в конце и останется, т.е. для начальной последовательность получится $0.5$. Как ни крути.

 Профиль  
                  
 
 Re: Городская математическая олимпиада. г. Казань, 2002 г.
Сообщение04.11.2009, 13:07 


04/11/09
45
Мои рассуждения: ищем 0 преобразования. $2ab-a-b+1=a; a=\frac 1 2; \frac 1 2 = \frac {48} i; i = 96$ Нашли ноль, принадлежащий исходному множеству.

-- Ср ноя 04, 2009 13:18:41 --

По адресу: http://otvet.mail.ru/question/31475671/ находится вариант задачи с несимметричной функцией преобразования.

На доске записаны 67 чисел: 12, 6, 4,...12/67 (эти числа определяются формулой 12/n, где знаменатель принимает значения от 1 до 67). За один шаг разрешается стереть с доски любые два числа a и b и записать вместо них на доску число 3ab - a - 2b + 1. После 66 шагов на доске останется одно число. Каким оно может быть?

Имеем правый ноль: $\frac 1 3$ ($\frac {12} {36}$)

 Профиль  
                  
 
 Re: Городская математическая олимпиада. г. Казань, 2002 г.
Сообщение04.11.2009, 18:07 
Заморожен
Аватара пользователя


18/12/07
8774
Новосибирск
Istego в сообщении #258201 писал(а):
Мои рассуждения: ищем 0 преобразования. $2ab-a-b+1=a; a=\frac 1 2; \frac 1 2 = \frac {48} i; i = 96$ Нашли ноль, принадлежащий исходному множеству.

Что-то я ничего тут не понимаю.

У Вас в левой части равенства $2ab-a-b+1=a$ две переменных, в правой одна. Какой такой ноль имеется в виду? Я не понимаю саму идею этих выкладок.

 Профиль  
                  
 
 Re: Городская математическая олимпиада. г. Казань, 2002 г.
Сообщение04.11.2009, 18:33 


04/11/09
45
Ничего страшного. Я сам иногда не понимаю :)
$f(a,b)=2ab-a-b+1; a f(a,b) b = a;$ По аналогии с $0 * a = 0$

 Профиль  
                  
 
 Re: Городская математическая олимпиада. г. Казань, 2002 г.
Сообщение04.11.2009, 18:57 
Заморожен
Аватара пользователя


18/12/07
8774
Новосибирск
Istego в сообщении #258317 писал(а):
Ничего страшного. Я сам иногда не понимаю :)
$f(a,b)=2ab-a-b+1; a f(a,b) b = a;$ По аналогии с $0 * a = 0$

Опять не понял: $a f(a,b) b = 2a^2b^2 - a^2b - ab^2 + ab \neq a$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Городская математическая олимпиада. г. Казань, 2002 г.
Сообщение04.11.2009, 19:16 


04/11/09
45
Профессор Снэйп

$a$, удовлетворяющее $f(a,b)=f(b,a)=a$, можно назвать "нулем" бинарной операции $f$. Нужно ли определять множество, на котором определена эта операция? И чем является множество с этой операцией?

Меня больше интересует вторая задача.

 Профиль  
                  
 
 Re: Городская математическая олимпиада. г. Казань, 2002 г.
Сообщение04.11.2009, 19:31 
Заморожен
Аватара пользователя


18/12/07
8774
Новосибирск
Istego в сообщении #258332 писал(а):
[b]$a$, удовлетворяющее $f(a,b)=f(b,a)=a$, можно назвать "нулем" бинарной операции $f$.

А почему не единицей? Ваша терминология воистину понятна только Вам самому! Я бы порекомендовал в следующий раз пользоваться термином "нейтральный элемент".

Istego в сообщении #258332 писал(а):
Меня больше интересует вторая задача.

Какая ещё "вторая задача"? Вроде в теме фигурирует только одна задача (номер три из списка задач олимпиады).

 Профиль  
                  
 
 Re: Городская математическая олимпиада. г. Казань, 2002 г.
Сообщение04.11.2009, 19:35 


04/11/09
45
На доске записаны 67 чисел: 12, 6, 4,...12/67 (эти числа определяются формулой 12/n, где знаменатель принимает значения от 1 до 67). За один шаг разрешается стереть с доски любые два числа a и b и записать вместо них на доску число 3ab - a - 2b + 1. После 66 шагов на доске останется одно число. Каким оно может быть?

Имеем "правый нейтральный элемент" : $\frac 1 3$ и "левый нэ": $1$

-- Ср ноя 04, 2009 19:43:55 --

Да, "нейтральным элементом" или "единицей" я бы назвал $a$, отвечающее $f(a, b)=b$. Но как Вам будет угодно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Городская математическая олимпиада. г. Казань, 2002 г.
Сообщение04.11.2009, 19:44 
Заморожен
Аватара пользователя


18/12/07
8774
Новосибирск
Я не понимаю, зачем нужны эти нейтральные элементы и что они дают.

 Профиль  
                  
 
 Re: Городская математическая олимпиада. г. Казань, 2002 г.
Сообщение04.11.2009, 19:45 


04/11/09
45
Не знаю :) В первом случае "он" помог мне решить задачу.

 Профиль  
                  
 
 Re: Городская математическая олимпиада. г. Казань, 2002 г.
Сообщение04.11.2009, 19:47 
Заморожен
Аватара пользователя


18/12/07
8774
Новосибирск
Istego в сообщении #258336 писал(а):
Да, "нейтральным элементом" или "единицей" я бы назвал $a$, отвечающее $f(a, b)=b$. Но как Вам будет угодно.

Наверное, так лучше. Запутался в Ваших соображениях, определениях, обозначениях. А всё потому, что не понимаю идею.

Istego в сообщении #258341 писал(а):
В первом случае "он" помог мне решить задачу.

Я верю, что помог, но не понимаю как.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 28 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group