Хмм. Слышал и другие мнения
Пусть это плохая аналогия, но я за время учебы никогда к знакомым с мехмата за помощью по математике не обращался. А вот моего одногруппника как-то попросили помочь сосчитать интеграл. Он там что-то лихо разложил в ряд, почленно проинтегрировал и обратно свернул, все заняло три строчки. Математики посмотрели и сказали: "Нет, у нас
так никто не стал бы считать." "Но почему?" --- удивился мой одногруппник. "Очень трудно
доказывать законность всех этих действий".
Хорошая иллюстрация разницы в подходах, правда? Вот и помощи от математиков физики ожидают не в "доказательстве законности", а в фактическом вычислении интеграла.
И до тех пор, пока (точнее --- с тех пор, как) "доказательство законности" будет (точнее --- стало) для математиков священной коровой и смыслом жизни, с помощью туго.
Если не понял формально - не понял вообще.
Тут нужно прояснить смысл глагола "понять". Вы, наверное, имеете в виду, что снабженный строгим формальным доказательством студент-математик сможет воспроизвести его на экзамене? А если доказательство будет нестрогое, либо с пробелами --- не сможет? Мне кажется, что понимание --- это нечто другое. Ну вот как вы пытаетесь без инструкции научиться пользоваться стиральной машиной (сотовым телефоном, и т. п.). И после многих тыков --- "А, понял!"
Вывод был однозначен: с физиками о математике лучше не говорить.
На самом деле говорить можно, нужно только понимать специфику. Физиков мало интересуют технические детали математических доказательств. Когда я у Саймона читаю, что первоначально теорема была доказана в предположении 333-кратной дифференцируемости функции эф, и лишь затем значительными усилиями Бобса, Джонса и Дули количество производных было уменьшено до семи --- мне смешно. Поймите, физики никогда не будут задумываться, какие условия гладкости нужно наложить на функцию "вообще". Потому что, с одной стороны, в половине
реальных задач она аналитическая/бесконечно дифференцируемая, а в другой половине она заведомо плохая и все равно под теорему не попадает, а решать задачу надо. Вот тут уже упоминали "оснащенные гильбертовы пространства" и работу с дельта-функций как с обычной функцией. Да, математикам надо понимать, что, скажем, в задаче рассеяния вы не заставите физиков использовать волновые пакеты. Они таки будут "искать решение в виде"
. И чихать им на ваши гильбертовы пространства.
В то же время физики с удовольствием будут пользоваться каким-нибудь математическим понятием, если оно хорошо отражает те объекты, с которыми им приходится иметь дело. Вот именно на уровне понятий и идей и должен вестись диалог, только объяснять свои понятия следует не формально, а образно, на примерах. Тогда все получится.
Судя же по вашему описанию, ваш шеф пытался разговаривать с какими-то уж совсем неграмотными физиками. Практически, если математики смогут разговаривать с какими-то физиками, то это будут физики-теоретики. Внутри физики расслоение столь велико, что я с большинством экспериментаторов сам не могу разговаривать.
наличие дифференцирования по количеству молекул в статистической физике (или что-то вроде этого, уже не помню) меня вводили в когнитивный диссонанс
Что утверждается в теореме Нётер, которая у нас была в физике, я вроде бы так и не понял, хотя и не очень стремился, если честно.
Ну вот давайте я попробую объяснить
(Мне больше нравится разговор о конкретном, чем "вообще".)
Вам непонятно, как можно дифференцировать по параметру, принимающему лишь целые значения? Вам просто плохо объяснили. В действительности сначала делается так называемый "статистический предельный переход", то есть для всех интересных термодинамических величин вычисляется либо предел
, либо предел
. Величины первого типа называются аддитивными (они как бы пропорциональны числу частиц), а второго --- неаддитивными. В результате получаются функции уже не трех, а двух переменных
,
, и никаких целых переменных уже нет. Далее, принято записывать "как бы исходные величины" в виде
и
(буквы с тильдами --- те самые пределы), возвращая третью переменную. И только потом уже по ней дифференцируют. То есть дифференцируют по вещественной переменной, которая прямого отношения к целочисленной не имеет, хоть и обозначается той же буквой.
Про теорему Нетер. Давайте рассмотрим частный случай, возможно, вам пытались рассказывать более сложный. Пусть задан лагранжиан
(под q понимаем набор координат. Тут вам, наверное, не понравятся обозначения, ну, можно всюду заменить
на
). Пусть он остается инвариантным под действием однопараметрического множества преобразований
(
--- параметр), то есть
Тогда уравнения Лагранжа имеют первый интеграл
(ну, или любое другое значение
). Простой пример. Если
--- симметрия сдвига по координате, то
--- сохраняется соответствующий импульс.
А вообще к проблеме недостаточной формализованности физики нужно относиться творчески: именно вы, математики, и должны ее формализовать. А затем понять