2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Несколько задач по мат. логике (предикаты и мн-ва)
Сообщение16.03.2009, 17:42 


16/03/09
4
Вообщем, не могу сказать, что задания сложные, но недостаточность материала (как по данным мне методичкам, так и по инету) явно не позволяет понять и сделать задачи до конца. Просьба помочь с задачами.

1) На N задан предикат \[M(x,y,z) \equiv x \cdot y = z\]. Используя только этот предикат записать формулой логики предикатов:
P(x) \equiv "x есть простое число".

2) Пусть на универсуме U задан предикат \[Q(x,y) \equiv x \subseteq y\]. Записать, используя этот предикат, следующее высказывание в виде формулы логики предикатов: "множество x есть пересечение множеств y и z".
В целом, это задание простое, но я понятие не имею, как это правильно записать..

3) Пусть задано разбиение множества \[X = \{ 1,2,3,4,5,6,7,8\} \] так: \[X = \{ 2,7\}  \cup \{ 1,3,8\}  \cup \{ 4\}  \cup \{ 5,6\} \].
Построить отношение \[\rho \] на Х так, чтобы множества, составляющие разбиение, были классами эквивалентности \[\rho \]

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение16.03.2009, 18:56 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/10/08
6422
UAS в сообщении #195610 писал(а):
1) На N задан предикат \[M(x,y,z) \equiv x \cdot y = z\]. Используя только этот предикат записать формулой логики предикатов:
P(x) \equiv "x есть простое число".

Для начала выразите через $M$ свойство "$x$ делится на $y$"
UAS в сообщении #195610 писал(а):
2) Пусть на универсуме U задан предикат \[Q(x,y) \equiv x \subseteq y\]. Записать, используя этот предикат, следующее высказывание в виде формулы логики предикатов: "множество x есть пересечение множеств y и z".
В целом, это задание простое, но я понятие не имею, как это правильно записать..

Нужно выразить свойство "быть пересечением" через свойство "быть подмножеством".
На русском языке это будет звучать, например, так: "Пересечение - это максимальное по включению общее подмножество". Попробуйте выразить это утверждение формально через $Q$.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение16.03.2009, 20:05 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
По поводу третьей задачи. Что если построить функцию, которая равна 0 при 2 и 7, 1 при 1,3,8 и т.д. Многочлен это слишком громоздко, хотя наиболее просто. Что-нибудь с делимостью на 4?
Элементы будут эквивалентны, если функция на них принимает одинаковое значение.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение16.03.2009, 20:08 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/10/08
6422
gris писал(а):
По поводу третьей задачи. Что если построить функцию, которая равна 0 при 2 и 7, 1 при 1,3,8 и т.д. Многочлен это слишком громоздко, хотя наиболее просто. Что-нибудь с делимостью на 4?
Элементы будут эквивалентны, если функция на них принимает одинаковое значение.

А зачем?
Отношение можно задать таблично.

 Профиль  
                  
 
 Re: Несколько задач по матюлогике (предикаты и мн-ва)
Сообщение17.03.2009, 02:55 
Заслуженный участник


27/06/08
4062
Волгоград
UAS писал(а):
3) Пусть задано разбиение множества \[X = \{ 1,2,3,4,5,6,7,8\} \] так: \[X = \{ 2,7\}  \cup \{ 1,3,8\}  \cup \{ 4\}  \cup \{ 5,6\} \].
Построить отношение \[\rho \] на Х так, чтобы множества, составляющие разбиение, были классами эквивалентности \[\rho \]

Эта задачка самая смешная.
Отношение задается так:
$a\rho b \equiv a$ и $b$ лежат в одном классе указанного разбиения :)

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение17.03.2009, 13:16 


26/06/06
56
Одесса
VAL писал(а):
UAS писал(а):
3) Пусть задано разбиение множества \[X = \{ 1,2,3,4,5,6,7,8\} \] так: \[X = \{ 2,7\}  \cup \{ 1,3,8\}  \cup \{ 4\}  \cup \{ 5,6\} \].
Построить отношение \[\rho \] на Х так, чтобы множества, составляющие разбиение, были классами эквивалентности \[\rho \]

Эта задачка самая смешная.
Отношение задается так:
$a\rho b \equiv a$ и $b$ лежат в одном классе указанного разбиения :)

Сказано построить, а не определить.
Так что лучше делать, как Xaositect посоветовал - указать все пары, помня о рефлексивности, симметричности и транзитивности.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение17.03.2009, 17:27 
Заслуженный участник


27/06/08
4062
Волгоград
TypucT писал(а):
VAL писал(а):
UAS писал(а):
3) Пусть задано разбиение множества \[X = \{ 1,2,3,4,5,6,7,8\} \] так: \[X = \{ 2,7\}  \cup \{ 1,3,8\}  \cup \{ 4\}  \cup \{ 5,6\} \].
Построить отношение \[\rho \] на Х так, чтобы множества, составляющие разбиение, были классами эквивалентности \[\rho \]

Эта задачка самая смешная.
Отношение задается так:
$a\rho b \equiv a$ и $b$ лежат в одном классе указанного разбиения :)

Сказано построить, а не определить.

А в чем разница?
Определение-то конструктивное.
Цитата:
Так что лучше делать, как Xaositect посоветовал - указать все пары, помня о рефлексивности, симметричности и транзитивности.

В моем определении, как раз, указаны все пары.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение18.03.2009, 10:05 


26/06/06
56
Одесса
VAL писал(а):
TypucT писал(а):
VAL писал(а):
UAS писал(а):
3) Пусть задано разбиение множества \[X = \{ 1,2,3,4,5,6,7,8\} \] так: \[X = \{ 2,7\}  \cup \{ 1,3,8\}  \cup \{ 4\}  \cup \{ 5,6\} \].
Построить отношение \[\rho \] на Х так, чтобы множества, составляющие разбиение, были классами эквивалентности \[\rho \]

Эта задачка самая смешная.
Отношение задается так:
$a\rho b \equiv a$ и $b$ лежат в одном классе указанного разбиения :)

Сказано построить, а не определить.

А в чем разница?
Определение-то конмтруктивное.
Цитата:
Так что лучше делать, как Xaositect посоветовал - указать все пары, помня о рефлексивности, симметричности и транзитивности.

В моем определении, как раз, указаны все пары.

Пожалуй, да, разница невелика.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение18.03.2009, 10:14 


16/03/09
4
Вообщем посидел немного, придумал следующее для двух задач:

1) Тут руководствовался следующим: число при делении на 1,2,3 дает 1 и по свойству \[x^2  - 1\] кратно 24 (если х - простое и > 3).
\[P(x) = \exists x\left[ {M(x,1,1) \vee M(x,1,2) \vee M(x,1,3) \vee \exists y\left[ {M(x \cdot x - 1,y,24)} \right]} \right]
\]
Вот что-то такое, такое чувство, что криво, но вроде то, что надо. На большее пока мозгов не хватает..


2) Тут получилось так: \[\exists x\exists y\exists z\left[ {Q(x,y) \wedge Q(x,z)} \right]\]

Вот. Примерно верно это или нет? :oops:

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение18.03.2009, 10:23 


26/06/06
56
Одесса
UAS писал(а):
Вообщем посидел немного, придумал следующее для двух задач:

1) Тут руководствовался следующим: число при делении на 1,2,3 дает 1 и по свойству \[x^2  - 1\] кратно 24 (если х - простое и > 3).
\[P(x) = \exists x\left[ {M(x,1,1) \vee M(x,1,2) \vee M(x,1,3) \vee \exists y\left[ {M(x\cdotx - 1,y,24)} \right]} \right]
\]
Вот что-то такое, такое чувство, что криво, но вроде то, что надо. На большее пока мозгов не хватает..


2) Тут получилось так: \[\exists x\exists y\exists z\left[ {Q(x,y) \wedge Q(x,z)} \right]\]

Вот. Примерно верно это или нет? :oops:


Оба ваши предиката замкнутые, в то время, как первый должен содержать одну свободную переменную, а второй - три.

Добавлено спустя 6 минут 23 секунды:

Ваш 1) утверждает словами: существует x такой, что $x=1$ или $x=2$ или $x=3$ или найдется $y$ такой, что $(x-1)y=24$
Ваш 2) утверждает: найдутся такие $x$, $y$, $z$, что $x\subseteq y$ и $x\subseteq z$

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение18.03.2009, 10:35 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/10/08
6422
UAS писал(а):
1) Тут руководствовался следующим: число при делении на 1,2,3 дает 1 и по свойству \[x^2  - 1\] кратно 24 (если х - простое и > 3).

Хмм... Вы усложняете. Я такого свойства то не знал никогда :)
Вас просят дать определение простого числа на формальном языке.
Давайте я попробую это сделать на каком-нибудь другом примере.
Например, выразим свойство "быть иррациональным числом" через предикаты $I(x)$ - "$x$ - целое", $Q(x, y, z)$ - "$z$ есть частное от деления $x$ на $y$".
$x$ - иррациональное - значит, $x$ не рационально, т.е. не может быть отношением двух целых чисел.
Т.е. какие бы целые числа мы не взяли, неверно, что $x$ есть их отношение
Формально: $\forall u\forall v(I(u)\&I(v)\rightarrow \neg Q(u,v,x))$
Цитата:
2) Тут получилось так: \[\exists x\exists y\exists z\left[ {Q(x,y) \wedge Q(x,z)} \right]\]

Кванторы стоят неверно
$Q(x,y) \wedge Q(x,z)$ значит, что $x$ есть общее подмножество $y$ и $z$ - эта часть в результате будет, но нужно что-то еще.
Если, например, $y=\{1,2,3\}$, $z=\{1,3,5\}$, то формула $Q(x,y) \wedge Q(x,z)$ будет верна для $x=\{1,3\}$, $x=\{3\}$, $x=\{1\}$, $x=\emptyset$

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение18.03.2009, 10:41 


16/03/09
4
TypucTА, понял..

1) \[P(x) = M(x,1,1) \vee M(x,1,2) \vee M(x,1,3) \vee \exists y\left[ {M(x \cdot x - 1,y,24)} \right]\]
Т.е. тем самым передаем x в выражение, если оно равно 1,2,3, то простое. Иначе если существует такое \[y \in mathbb{N}\] и y получается целым при делении на 24, то число четное.

2) \[F(x,y,z) = Q(x,y) \wedge Q(x,z)\]


Xaositect, так тут-то все надо через один предикат сделать. Если б можно было дополнительные заводить, то задача была бы проще, я думаю)

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение18.03.2009, 10:54 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/10/08
6422
Как-то не верится, что если $x^2\equiv 1(\mathrm{mod} 24)$, то $x$-простое. Это неверно, $x=25$ - контрпример.
Веразите через $M$ отношение "$x$ делится на $y$", а дальше не ищите никаких свойств, воспользуйтесь определением простого числа.

2) Я уже писал, что в общем случае существует много $x$, удовлетворяющих этой формуле. Вам нужно "выбрать" из них максимальное.

Добавлено спустя 1 минуту 2 секунды:

UAS в сообщении #196169 писал(а):

Xaositect, так тут-то все надо через один предикат сделать. Если б можно было дополнительные заводить, то задача была бы проще, я думаю)

Разницы особой нет, я просто сходу не придумал хороший пример с одним предикатом.

Добавлено спустя 3 минуты 28 секунд:

Xaositect в сообщении #196172 писал(а):

Разницы особой нет, я просто сходу не придумал хороший пример с одним предикатом.

Придумал :)
$L(x, y)$ - $x\leq y$
тогда отношение "$z$ есть минимум из $x$ и $y$" запишется так:
$L(z,x)\& L(z,y)\& \forall v(L(v,x)\& L(v,y)\rightarrow L(v,z))$
Строго говоря, это определение не минимума, а точной нижней грани, но для чисел это одно и то же.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение18.03.2009, 15:57 


26/06/06
56
Одесса
И $1$ тоже простым числом не считается. (В дополнение к тому, что сказал Xaositect)

Добавлено спустя 5 минут 30 секунд:

UAS писал(а):
Иначе если существует такое \[y \in mathbb{N}\] и y получается целым при делении на 24, то число четное.

Четность тут ни к чему.
Попробуйте сначала на русском языке (словами) записать, что такое простое число. Затем эту запись можно будет перевести на язык логики предикатов.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение03.04.2009, 23:10 


16/03/09
4
В виду жизненных обстоятельств долго тут не появлялся. Вот вечером сел на досуге подумать над всем, что сделал.
Появились следующие варианты решения:

1) \[P(x) = \neg \left[ {\,\forall y\exists r[\,M(r,x,y) \wedge \neg M(1,r,1) \wedge \neg M(1,r,x) \wedge \exists zM(z,r,x)\,]\,} \right]\]
Эту запись я понимаю так: P(x) - функция, определяющая простое число p или нет на множестве натуральных чисел.
Само выражение: для любого y существует такое r, что: r является частным от "y делить на x", r \[\ne\] 1, r \[\ne\] x, и существует такое z, которое является частным от "x делить на r" (т.е. проверка на взаимную простоту r и x). Тем самым получим выражение для числа, кот. не является простым, теперь остается лишь инвертировать это выражение и получим нужную нам функцию проверки числа на простоту. Вот. Вроде то, что мне надо.
Пробовал на комбинациях чисел (r,x,y): (2,4,8); (3,7,21); (4,5,20); (4,6,24); (1,2,2); (3,3,9) и везде получил необходимый верный мне результат. Проверьте, правильно ли составил выражение, плз.

2) Учитывая последний пост Xaositect, сделал следующее (по аналогии): \[Q(x,y) \wedge Q(x,z) \wedge \forall r\left[ {Q(r,y) \wedge Q(r,z) \to Q(r,x)} \right]\]. Т.е. тем самым произвели то самое объединение всех возможных множеств в одно множество.

3) Я так понимаю, что это надо решать на подобии того, как описано в этой теме? Т.е. придумать какие-либо условия (например, простое или делиться на 3 и т.д.) и в зависимости от них строить таблицу истинности для получения необходимых разбиений?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 16 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group