2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему
 
 Задача по геометрии ЕГЭ (пирамиды)
Сообщение20.02.2009, 20:01 


20/02/09
3
Задали вот такую задачу:
Основанием пирамиды FABCD является прямоугольник ABCD. Плоскость AFC перпендикулярна плоскости ABC, тангенс угла FAC равен 16/7, тангенс угла между прямой BC и плоскостью AFC равен 3. Точка М лежит на ребре BC, ВМ равно 2/5 ВС. Точка L лежит на прямой AF и равноудалена от точек М и С. Объем пирамиды LAMC равен 48. Центр сферы, описанной около пирамиды FABCD, лежит в плоскости основания пирамиды. Найдите радиус этой сферы.

Сделала чертеж и не могу разобрать, что к чему... Все, что могу сделать по решению, найти площадь пирамиды LMAC, а затем ее высоту. Что дальше с этим делать не знаю. Помогите, пожалуйста, с решением.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение20.02.2009, 20:18 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Нам надо найти $R$ - радиус сферы описанной вокруг пирамиды. Её центр лежит на оснновании. Диагональное сечение пирамиды перпендикулярно основанию. Это всё по условию задачи. Вот и будеем всё выражать через R.
Чему равны диаагонали основания? Треугольник FAC какой? можно ли найти FA и FC? Что такое угом между прямой и плоскостью? Что является проекцией прямой ВС на плоскость AFC? Можно ли найти стороны основания? Вот сколько вопросов.

Кстати, аналогичная задача была сегодня.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение20.02.2009, 21:45 


20/02/09
3
а как эти тангенсы углов высчитать?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение20.02.2009, 21:51 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
тангенсы у Вас даны. Но лучше от тангенсов перейти к косинусам и синусам.

Вы идею уловите. Сфера и два этих тангенса нам нужны, чтобы выразить объём пирамиды FABC через радиус сферы.

Все дела на отрезке ВС нужны, чтобы найти отношение объёма пирамиды FABC к объёму пирамиды LAMC.

Для этого нам нужно найти по отдельности отношение оснований и высот. Эти отношения сводятся к отношению отрезков на ВС.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение20.02.2009, 21:59 


20/02/09
3
Спасибо за помощь. Буду пробовать решить :roll:

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение21.02.2009, 09:49 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Вдогонку. Если сделать "вид сверху", то будет понятно, что положение точки F совершенно неважно. Да и само решение упростится. Идея же останется - выразить объём пирамиды LAMC через R.
Если обозначить через О проекцию точки L на плоскость АВС, подумать, на пересечении каких прямых она лежит, да с помощью Фалеса найти длину АО (то есть выразить через R), то тангенс 16/7 как раз и пригодится.
А вообще, когда тренируетесь, не бойтесь находить в задачах лишнее. Кто знает, что на ЕГЭ попросят найти. Вдруг не радиус описанной окружности, а объём пирамиды FABC или радиус вписанного шара.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение21.02.2009, 10:51 


23/01/07
3497
Новосибирск
gris писал(а):
А вообще, когда тренируетесь, не бойтесь находить в задачах лишнее. Кто знает, что на ЕГЭ попросят найти. Вдруг не радиус описанной окружности, а объём пирамиды FABC или радиус вписанного шара.

Позволю с Вами не согласиться.
В течение последних нескольких лет я уже два раза "сдавал" ЕГЭ со своими детьми.
И на основании такого "опыта" пришел к выводу, что для успешной сдачи, как раз то и необходимо научиться выявлять наиболее важное в задаче и находить наикратчайшие пути в ее решении.
Например, в задаче, на которую ссылался gris, решая по варианту ewert'a, можно было получить выигрыш минут в 20, что при сдаче ЕГЭ уже немаловажно.

В рассматриваемой задаче, на мой взгляд, более оптимально, продолжив AF до пересечения с перпендикуляром из т.С в точке N, рассмотреть объем пирамиды NAMC, как пропорцию к объему пирамиды LAMC. Эта пропорция определяется только отношением высот указанных пирамид.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение21.02.2009, 11:39 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Ув. Батороев!
Я с Вами совершенно согласен. И я специально сказал "когда тренируетесь". Умение находить быстрое, эффектное и красивое решение приходит с опытом. Но не с опытом ознакомления с красивыми и быстрыми решениями. А опытом самостоятельного поиска таковых.

Я думаю, что ученику весьма полезно рассмотреть эту (как и другую) задачу со всех сторон, решить её десятью способами, проделать массу лишней и ненужной работы, найти то, что и не спрашивается. И может оказаться, что ученик сам дойдёт до ещё более быстрого и красивого решения, чем ему предлагали.
Кстати, если в той задаче рассмотреть проекцию всего чертежа на плоскость основания, то она будет решаться ещё быстрее, практически устно.
Школьники,как правило, делают всегда один единственный чертёж даже к стереометрической задаче. Ценится умение так выбрать направление проекции, чтобы на одном чертеже отразить все особенности пространственной фигуры. А часто бывает достаточно начертить отдельно сечение, проекцию на какую-то плоскость, чтобы появились свежие идеи.

Я даже выскажу такую мысль, что ученику не следует подсказывать наилучшие варианты. Надо давать толчок просто для начала движения, пусть даже в неверном направлении. А верное он и сам найдёт. Разумеется, не для всех годится. Большинству надо просто сдать домашку и всё.

А на самом экзамене, разумеется не нужно проделывать лишнюю работу.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача по геометрии ЕГЭ (пирамиды)
Сообщение07.02.2014, 21:08 


07/02/14
1
Подскажите, как можно использовать то, что LC=LM в нахождении высоты пирамиды LACM.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group