2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Электробезопасность электроустановки на транспорте
Сообщение08.12.2008, 12:22 


21/03/06
1545
Москва
Учитывая, что на форуме есть люди, разбирающиеся в практических аспектах электротехники, прошу помочь принять решение о схеме электроустановки.

Проект - сугубо практический, за ближайший аналог можно принять гибридный автомобиль, т.е. имеем ДВС, генератор, инвертор, тяговый двигатель, систему управления. Номинальное напряжение, вырабатываемое генератором - 380В, 50Гц, 3 фазы. Мощность - 150 кВА при $cos\phi = 0.8$.

Есть, как всегда, два варианта - посадить ноль генератора на корпус, с корпусом явно (проводом сечением 16 мм$^2$ посадить корпуса всех электрических потребителей, после генератора поставить защитный диф. автомат, т.е. классическая пятипроводная схема, где роль проводника PE выполняет корпус подвижной установки. Заковыка одна - транспортное исполнение, которое не рассматривается нашим ПУЭ (7 редакция) в принципе.

Имеется второй вариант - изолировать ноль генератора от корпуса, но при этом не получится поставить диф. автомат (он просто не сработает при утечке).

Может быть, у кого-нибудь есть информация, схемы, стандарты на подобного рода изделия? Может быть, электрические схемы троллейбусов (хотя там постоянный ток), или импортных гибридных автомобилей, раскрывающие суть обеспечения электробезопасности людей?

 Профиль  
                  
 
 Re: Электробезопасность электроустановки на транспорте
Сообщение13.12.2008, 21:16 


08/05/08
954
MSK
e2e4 писал(а):
Проект - сугубо практический, за ближайший аналог можно принять гибридный автомобиль, т.е. имеем ДВС, генератор, инвертор, тяговый двигатель, систему управления. Номинальное напряжение, вырабатываемое генератором - 380В, 50Гц, 3 фазы. Мощность - 150 кВА при $cos\phi = 0.8$.


Подробнее мож\но? Чего хотим достичь? Принципиальную схему и.т.п
Вот самолеты летают, там также обеспечивается электробезопасность. Бывает и молния на лету попадает в самолет! Аж искры, но он летит, не падает.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение14.12.2008, 20:03 


21/03/06
1545
Москва
Цитата:
Подробнее мож\но? Чего хотим достичь? Принципиальную схему и.т.п

Схему я описал. Какие дополнительные данные Вам небходимы? Возможно, упустил одну вещь - тяговые двигатели, также как и инвертор, не имеют нулевого вывода, и их нули точно не сидят на их корпусах.

Цитата:
Вот самолеты летают, там также обеспечивается электробезопасность. Бывает и молния на лету попадает в самолет! Аж искры, но он летит, не падает.

Причем здесь молния? Какое напряжение электроустановок на самолетах? Вы не поняли вопроса - я же написал - вопрос сугубо практический, и требует решений ровно в двух аспектах - обеспечение электробезопасности с т.з. здравого смысла, и выполнения существующих нормативов типа ПУЭ.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.12.2008, 02:57 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


10/10/07
715
Южная Корея
e2e4 в сообщении #165617 писал(а):
имеем ДВС, генератор, инвертор, тяговый двигатель, систему управления.


e2e4 в сообщении #165617 писал(а):
Номинальное напряжение, вырабатываемое генератором - 380В, 50Гц, 3 фазы. Мощность - 150 кВА при .


Из контекста все же не понятно, что это за система - используется двигатель постоянного напряжения или переменного? Есть ли выпрямитель, и используется ли изоляция на каком-либо этапе преобразования. Но в принципе, если все агрегаты можно заземлить, мне кажется что первый вариант вполне разумный, потому что автомат в любом случае не даст опасному напряжению попасть на корпус. Если конечно он будет исправен. А если нет? Тут могут вмешаться другие проблемы - обеспечение пожаробезопасности и т.п. Вообще наверное лучше не фантазировать, а поискать стандарты. Может на какую-нибудь подвижую строительную технику, или на железнодорожный транспорт.

А вообще лучше предохранители поставить. Они не ломаются. Да, думаю вариант с занулением определенно лучше. Изоляция в автомобиле - слабое место. Вибрация, трение и всё такое. Надо проектировать с расчетом, что где-нибудь рано или поздно пробъет.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.12.2008, 09:52 


21/03/06
1545
Москва
Приветствую Вас, powerZ!
Цитата:
Из контекста все же не понятно, что это за система - используется двигатель постоянного напряжения или переменного?

Тяговый двигатель переменного тока.

Цитата:
Есть ли выпрямитель, и используется ли изоляция на каком-либо этапе преобразования.

Выпрямитель есть в инверторе, но из выпрямленного напряжения опять получается переменное - классическая схема инвертора напряжения.

Цитата:
А вообще лучше предохранители поставить. Они не ломаются.

Предохранители не обладают функцией диф. автомата, они спасут только от КЗ на корпус, но не от утечки (прикосновении человека к токоведущим частям). И потом, рабочие линейные токи получаются порядка 290А. Предохранитель на 290А сработает более-менее быстро на токах в 2-3 раза выше, а есть подозрение, что такие токи просто не сможет развить генератор ("напряжение просядет"). Поэтому я и пошел по пути диф. защиты. Но сомнения в правильности схемы остаются.

Добавлено спустя 1 минуту 52 секунды:

Цитата:
Изоляция в автомобиле - слабое место. Вибрация, трение и всё такое. Надо проектировать с расчетом, что где-нибудь рано или поздно пробъет.

Я и так думаю.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение16.12.2008, 06:36 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


10/10/07
715
Южная Корея
e2e4 в сообщении #167758 писал(а):
Предохранители не обладают функцией диф. автомата, они спасут только от КЗ на корпус, но не от утечки (прикосновении человека к токоведущим частям).


Ну да, защитят в случае пробоя на корпус. А вы хотите чтобы человек взялся за фазу, через него ток потек, автомат засек бы этот ток в земляном проводе и отключил питание ? :shock: То есть что-то вроде УЗО. ИМХО при таком уровне токов это будет очень непросто сделать. Тем более на автомобиле. Ну сработает ваш автомат в движении и что будет? Авария. По моему надо просто исключить возможность касания водителем (оператором) опасных токоведущих частей и не заморачиваться.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение16.12.2008, 10:09 


21/03/06
1545
Москва
Цитата:
Ну да, защитят в случае пробоя на корпус.

Могут не защитить - я уже написал про возможную просадку напряжения генератора и, следовательно, естественное ограничение им тока на уровне чуть большем номинала.

Цитата:
А вы хотите чтобы человек взялся за фазу, через него ток потек, автомат засек бы этот ток в земляном проводе и отключил питание ? То есть что-то вроде УЗО. ИМХО при таком уровне токов это будет очень непросто сделать.

Именно это и предполагается в схеме с заземленным нулем. А еще существует опасность возгарания из-за искрения (не полного пробоя) на корпус. УЗО на такие токи, как я понял, обычно - доп. приставка к блоку контактов - называется дифференциальный автомат, многие импортные производители контактной аппаратуры имеют в своих каталогах подобные устройства, и на больше токи в т.ч.. На самом деле он уже стоит в установке и нормально отрабатывает утечки (проверено).
Схема с оторванным нулем, с одной стороны, имеет один плюс - человек, схватившись за фазу, не получит удар током, если другая фаза не пробилась на корпус (довольно маловероятно). Однако, диагностировать пробой другой фазы на корпус - надо городить отдельное устройство взамен диф. автомата, что тоже возможно, в общем-то. Вот я как тот осел и метаюсь между этими двумя решениями.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Модераторы: photon, profrotter, Парджеттер, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group