2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




 
 Головоломка, которую не могут решить шахматные движки
Сообщение23.09.2025, 22:48 
С удивлением для себя обнаружил, что такая штука, как Plaskett's puzzle не по зубам современным шахматным движкам. Так что в этом плане еще есть, куда стремиться :mrgreen: :
Цитата:
Когда, в 1990-м, компьютер рассчитал вариант на 76 ходов до мата, я не поверил - но он оказался прав! На мгновение я увидел Бога.
-- Гарри Каспаров

 
 
 
 Re: Головоломка, которую не могут решить шахматные движки
Сообщение25.09.2025, 21:26 
Там в параллельной теме завязался спор, возможен ли суперинтеллект. Я говорю: "Этому интеллекту нужно обязательно пройти то же самое, что и обычному интеллекту."

А пройти ему надо неизвестность. Чтобы неизвестность стала известностью, надо исследовать. Это надо тыкать в среду и получать отклик и запоминать. Весёлая задачка! Ну конечно же, искусственный интеллект делает всё быстро и без устали, а нынче и довольно качественно. Но это не делает его суперинтеллектом - все равно нужно время для обучения, а всё что он делает - доступно обычному интеллекту, если не ограничивать его время, внимание и другие ресурсы. Но некоторые верят в трансцедентность - ну типа что какой-то там там СИ (суперинтеллект или сильный интеллект) возьмёт и, хрясь, даст ответ, даже если он теоретически невыводим.

 
 
 
 Re: Головоломка, которую не могут решить шахматные движки
Сообщение26.09.2025, 08:22 
Аватара пользователя
Mihaylo в сообщении #1703255 писал(а):
А пройти ему надо неизвестность.


Забавно. Буквально вчера мучал GigaChat (в MAX) задачкой "Буратино дали 5 яблок. Три из них он съел. Сколько яблок осталось у Буратино?".

Он давал либо ответ "2". Либо ответ "0" (который выводил из предположения, что "дали" не означает переход собственности :mrgreen:)
А вот дать правильный ответ - "неизвестно" - у него электроны в кремнии не смогли повернуться. Даже после ЯВНОГО указания на ошибку в его рассуждениях.

 
 
 
 Re: Головоломка, которую не могут решить шахматные движки
Сообщение26.09.2025, 14:23 
EUgeneUS в сообщении #1703279 писал(а):
Сколько яблок осталось у Буратино?

Все яблоки остались при нем - внутри и снаружи.

 
 
 
 Re: Головоломка, которую не могут решить шахматные движки
Сообщение27.09.2025, 09:09 
Ну тут семантика...
- Боря, допустим, у тебя было 6 яблок. Половину ты отдал Сёме. Сколько у тебя осталось?
- Пять с половиной.

И все зависит от того, как ИИ распознает лексические единицы. А потом, в общем-то, гуглит. Ну или лучше сказать, пытается дать такой ответ, который по смыслу может быть ответом, хотя бы и неправильным. См. Китайская комната.

А тут принцип другой. Движок рассчитывает по определенному алгоритму силу позиции, а потом перебирает ходы, ведущие к более сильной позиции.

Но в этой задаче первый ход приводит к худшей позиции, согласно расчётам движка. Даже предупреждает о зевке. К третьему ходу счет достигает "-3" (а начиналось около "ноля"), а когда двигаешь слона, вообще рисует "-9". По смыслу, это неизбежная победа черных, но это длится буквально секунду, пока он не находит мат в 11 ходов при лучшем ответе черных.

Значит, тут проявляется ненадежность алгоритма оценки позиции. "Живой" гроссмейстер тоже будет оценивать, но он готов рискнуть, а компьютер не станет. Он даже не пробует рассчитать глубже, пока есть ходы, ведущие "хотя бы" к ничьей.

 
 
 
 Re: Головоломка, которую не могут решить шахматные движки
Сообщение01.10.2025, 06:53 
Так, тут есть некоторое уточнение. Есть движок ShashChess (ShashChess GZ, последняя версия - ShashChess 39.1). Как его отрекомендовывают в сети, "один из сильнейших тактических движков" (что бы это ни значило). Это дериват Stockfish. Так вот он для Plaskett's puzzle находит правильную последовательность ходов в течение нескольких секунд.

Вот еще одна позиция (ход белых), на которой Stockfish затыкается, в то время, как ShashChess находит матовую комбинацию за несколько секунд:
Изображение
Последняя версия Stockfish (17.1) все же (после долгого раздумья) способна найти тут правильную комбинацию.

Вот эта позиция https://lichess.org/study/fmDBF2kw/ewzSH37k наоборот, сложна для движков серии ShashChess. Они не могут найти правильный ход. Stockfish 17.1 находит правильный ход. Но при всем при этом оба движка не видят, что эта позиция ничейная.

Вот для этой в любом случае выигрышной для белых позиции (ход белых)
Изображение
ни один из движков не находит наикратчайшей последовательности ходов, приводящей к мату:

(Оффтоп)

1. Bf4+ Kg7 2. Be3 Kf8 3. Bc5+ Kg7 4. Ka2 Kh6 5. Be3+ Kg7 6. Kb1 Kf8 7. Bc5+ Kg7 8. Kc1 Kh6 9. Be3+ Kg7 10. Kd1 Kf8 11. Bc5+ Kg7 12. Ke2 Kh6 13. Be3+ Kg7 14. Kf3 Kf8 15. Bc5+ Kg7 16. Kg4 Kh6 17. Be3+ Kg7 18. Kg5 Kf8 19. Bc5+ Kg7 20. h6#

 
 
 
 Re: Головоломка, которую не могут решить шахматные движки
Сообщение02.10.2025, 12:35 
Alex Krylov в сообщении #1703983 писал(а):
Есть движок ShashChess (ShashChess GZ, последняя версия - ShashChess 39.1). Как его отрекомендовывают в сети, "один из сильнейших тактических движков" (что бы это ни значило). Это дериват Stockfish. Так вот он для Plaskett's puzzle находит правильную последовательность ходов в течение нескольких секунд.


Как лучше установить эти движки ?
Они платные или бесплатные ?
Лучше скачивать бинарные версии или лучше устанавливать самому из исходников ?

 
 
 [ Сообщений: 7 ] 


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group