2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




 
 Почему у крейсера Аврора нос наклонен вперед
Сообщение16.07.2025, 15:10 
Уважаемые форумчане, с детства мучает вопрос. Почему у крейсера Аврора нос наклонен под тупым углом к воде, а у "всех нормальных кораблей" под острым?

Где-то читал, что это чтобы из торпедного аппарата торпеды удобнее было пускать (а не проще сделать выдвижную трубку-направляющую?). Где-то читал, что это таран. Какой таран? Если такая махина куда-то врежется, у него паровые котлы сорвет с места.

Или это связано с устойчивостью судна во время волнений, чтобы пушки точнее наводить? Систем стабилизации ствола тогда не было.
Волны не бьют в наклонный борт, а как бы обкатывают корпус сверху и корабль меньше качается.

Изображение

 
 
 
 Re: Почему у крейсера Аврора нос наклонен вперед
Сообщение16.07.2025, 15:46 
geodx в сообщении #1694473 писал(а):
Почему у крейсера Аврора нос наклонен под тупым углом к воде,

Потому, что прототипом "Авроры" был английский крейсер «Талбот» с таким же носом.
https://ru.wikipedia.org/wiki/HMS_Talbot_(1895)
А вот почему он был таким - нужно у специалистов интересоваться, может что бы лед вспарывать (небольшой толщины).

 
 
 
 Re: Почему у крейсера Аврора нос наклонен вперед
Сообщение16.07.2025, 17:45 
У ледоколов нос не просто острый, а супер острый, чтобы лед подминать под себя.
И толщина бортов у них на ватерлинии - метр, чтобы о лед не промять. А у Авроры на таране - ну ни разу нет.

Изображение

 
 
 
 Re: Почему у крейсера Аврора нос наклонен вперед
Сообщение16.07.2025, 18:12 
geodx в сообщении #1694500 писал(а):
У ледоколов нос не просто острый, а супер острый, чтобы лед подминать под себя.

Упомянутые крейсеры - не ледоколы, они не предназначены давить лед своим весом.
Но в Балтийском море лед тоже бывает, а поскольку он небольшой толщины, то крейсерам удобнее его не давить, а вспарывать.

 
 
 
 Re: Почему у крейсера Аврора нос наклонен вперед
Сообщение16.07.2025, 20:03 
Сейчас ради любопытства посмотрел в паре книг: пишут, что для конца 19-начала 20 веков такая форма носа считалась передовой, позволяя максимально увеличивать скорость и маневренность корабля по сравнению с другими формами на тот момент времени. Привычная современная форма, бульбовый нос, начала активно применяться во второй половине 1920ых и в 1930ые годы.

 
 
 
 Re: Почему у крейсера Аврора нос наклонен вперед
Сообщение16.07.2025, 20:36 
Это как вариант. Таран похож по форме на бульб. Кораблестроители интуитивно нащупали, что такое судно двигается легче. Таки это военный корабль, для него скорость важна.

Вообще странно. Выходит что бульб - достаточно древнее изобретение. Почему его только недавно применять начали?

 
 
 
 Re: Почему у крейсера Аврора нос наклонен вперед
Сообщение17.07.2025, 00:33 
Аватара пользователя
:mrgreen:


У вас нет доступа для просмотра вложений в этом сообщении.

 
 
 
 Re: Почему у крейсера Аврора нос наклонен вперед
Сообщение17.07.2025, 12:59 
Аватара пользователя
Цитата:
В обводах корабля, построенного в начале XX века, можно прочитать компромиссные решения между покорностью и противостоянием перед морской стихией:
- Таран-бульб продолжает служить средством для стабилизации корпуса и сохранения устойчивости на курсе в условиях волнения. Тем более важно, что для высокой скорости хода, по сравнению с галерой на веслах, этот бульб благоприятно сказывается на уменьшении волнового сопротивления также и на спокойной воде;

(В.Н.Хромушин, "ПОИСКОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ШТОРМОВОЙ МОРЕХОДНОСТИ КОРАБЛЯ. История эволюционного развития инженерно-технических решений об обводах и архитектуре корабля, о единении морских наук и хорошей морской практики")

Цитата:
а) наклонный форштевень, характеризующийся прямой наклонной линией, в подводной части плавно или под углом переходит в килевую линию. Такой форштевень придает судну как бы устремленность вперед, но делается он таким не только ради эстетического впечатления, а также исходя из практических соображений: наклонный форштевень в сочетании с развалом бортов в носовой оконечности увеличивает полезную площадь верхней палубы и улучшает всхожесть судна на волну;
б) клиперский форштевень характеризуется плавной образующей линией, направленной верхним концом вперед. Такой форштевень делается по тем же соображениям, что и предыдущий, его форма заимствована у парусных судов;
в) бульбообразный форштевень имеет над водой наклонную прямую или вогнутую линию, его подводная часть имеет каплеобразную форму и опущена несколько ниже килевой линии. Такой форштевень предусматривается на судах с относительно большой шириной корпуса для уменьшения сопротивления воды движению и увеличения скорости хода судна;

(Чайников К.Н. "Общее устройство судов")

 
 
 
 Re: Почему у крейсера Аврора нос наклонен вперед
Сообщение17.07.2025, 14:12 
Аватара пользователя
Примерно так: наклонный нос, "нависающий" над водой, облегчает всхождение на волну, так что волны не прокатываются по палубе, и расширяет полезную площадь палубы.
Выступающий вперёд "таранный" нос появился, как оружие (вернее, воскрес в этом качестве после трирем античности) во второй половине XIX века, когда выяснилось, что существующие орудия броню не пробивают. Успешное его использование в битве при Лиссе (а также случаи использования в Гражданской войне в США и в чилийско-перуанской войне) заставили применять его в военных кораблях массово (хотя реально в боях крупных кораблей успеха уже не было, зато регулярно таранили "своих" - броненосец "Кэмпедаун" таранил броненосец "Виктория", погибший вместе с 358 моряками, включая адмирала, а лайнер "Утопия" (sic!) напоролся на таран броненосца "Энсон", погибло 562 человека). Тем не менее насмехались, но продолжали ставить
Изображение
Полагая то ли "оружием последнего шанса", без дополнительного подкрепления удар разрушал и свой корабль, то ли средством борьбы с подлодками (вот тут успехи были, "Дредноут" потопил германскую подлодку именно тараном, вообще же были десятки такого рода успехов). Но выявилась другая польза, снижение волнового сопротивления, и таранный нос стал способом увеличения скорости.
Вложение:
Armoured_cruiser_Dupuy_de_Lôme.jpg

Французский крейсер "Дюпюи-де-Лом"

На торговых судах, а затем и на военных, по мере увеличения значения артиллерии ПВО, требовалась большая площадь палубы, и от такого носа отказались, а когда скорости торговых судов стали расти, дополнили обычный наклонный нос бульбом.
Изображение
(Современный французский корабль радиоразведки с тем же именем)
Изображение
(его бульб, вероятно, там же размещается и гидроакустическая аппаратура)


У вас нет доступа для просмотра вложений в этом сообщении.

 
 
 
 Re: Почему у крейсера Аврора нос наклонен вперед
Сообщение19.07.2025, 18:24 
Кстати, а почему у военных кораблей борта загнуты вовнутрь, а не наружу, как у прогулочных? Для стабилизации качки что ли, чтобы их волны лучше обкатывали? В прямые борта волны будут сильнее долбиться и корапь раскачивается сильнее.
Палубу при этом заливает водой, но кто сказал, что быть матросом просто?

Изображение

 
 
 [ Сообщений: 10 ] 


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group