2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему
 
 Пpивecти мaтpицу к кaнoничeскoмy виду
Сообщение26.12.2023, 14:29 


13/10/22
29
Здравствуйте. Сможете помочь разобраться с заданием, пожалуйста? Почему-то с ответом не сходится. Правильно ли я делаю шаги?

Пpивecти мaтpицу к кaнoничeскoмy виду мeтoдoм Лaгpaнжa и указать преобразование, которое позволило это сделать.

$$\begin{bmatrix}

  3 & 1 & -2 \\

  1 & -2 & 4 \\

  -2 & 4 & -1 \\

\end{bmatrix}$$

Квадратичная форма, соответствующая матрице:

$$f(x,y,z)=3x^2-2y^2-z^2+2xy-4xz+8yz$$

$$3x^2-2y^2-z^2+2xy-4xz+8yz=-z^2+2xy-4xz+8yz+3x^2-2y^2=-(z^2+4xz-8yz)+2xy+3x^2-2y^2=$$

$$=-(z^2+2z(2x-4y)+(2x-4y)^2-(2x-4y)^2)+2xy+3x^2-2y^2=-(z+2x-4y)^2+(2x-4y)^2+2xy+3x^2-2y^2=$$

$$=-(z+2x-4y)^2+7x^2-14xy+14y^2=-(z+2x-4y)^2+7(x^2-2xy+y^2-y^2)+14y^2=$$

$$=-(z+2x-4y)^2+7(x^2-2xy+y^2-y^2)+14y^2=-(z+2x-4y)^2+7(x-y)^2+7y^2$$

Преобразование будет такое:

$x_1=2x - 4y + z$, $x_2=x-y$, $x_3=y$

Тогда получается матрица:

$$\begin{bmatrix}

  -1 & 0 & 0 \\

  0 & 7& 0 \\

  0 & 0 & 7 \\

\end{bmatrix}$$

Мне почему-то кажется, что неверно, так как с ответом не сходится.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пpивecти мaтpицу к кaнoничeскoмy виду
Сообщение26.12.2023, 19:56 


13/10/22
29
Уточню на всякий случай. Я знаю, что если собственные числа расставить на диагонали, то как раз будет диагональная матрица. А тот самый ответ, который я знаю, он был получен с помощью wolframalpha для проверки (нет ли глюков в арифметике) Вот здесь ссылка, где вольфрам отыскал все что нужно. https://www.wolframalpha.com/input?i=ei ... C+-1%7D%7D
Теперь закралось сомнение, может быть ответы и не должны совпадать? Просто ошибку в арифметике я не нашел, 3 раза перерешал. Может быть я что-то не так методом Лaгpaнжa делаю? Или ответы не должны совпадать?

oleg2099 в сообщении #1623891 писал(а):
$x_1=2x - 4y + z$, $x_2=x-y$, $x_3=y$

Понятно, что $P=\begin{bmatrix}
2 & -4 & 1 \\
1 & -1 & 0 \\
0 & 1 & 0 \\
\end{bmatrix}$

И матрица квадратичной формы должна получится как $P^TAP$.

$$\begin{bmatrix}
2 & 1 & 0 \\
-4 & -1 & 1 \\
1 & 0 & 0 \\
\end{bmatrix}\cdot \begin{bmatrix}
3 & 1 & -2 \\
1 & -2 & 4 \\
-2 & 4 & 1 \\
\end{bmatrix}\cdot  \begin{bmatrix}
2 & -4 & 1 \\
1 & -1 & 0 \\
0 & 1 & 0 \\
\end{bmatrix} = \begin{bmatrix}
14 & -28 & 7 \\
-28 & 63 & -15 \\
7 & -15 & 3 \\
\end{bmatrix}\ne \begin{bmatrix}

 -1 & 0 & 0 \\

 0 & 7& 0 \\

 0 & 0 & 7 \\

\end{bmatrix}$$

Проверено wolframalpha:

Изображение

 Профиль  
                  
 
 Re: Пpивecти мaтpицу к кaнoничeскoмy виду
Сообщение26.12.2023, 21:51 
Заслуженный участник


20/04/10
1878
oleg2099 в сообщении #1623938 писал(а):
Понятно, что $P=\begin{bmatrix}
2 & -4 & 1 \\
1 & -1 & 0 \\
0 & 1 & 0 \\
\end{bmatrix}$
И матрица квадратичной формы должна получится как $P^TAP$.
Неправильно записан закон преобразования матрицы, должно быть так
$(P^{-1})^TAP^{-1}.$
Подозреваю, чтобы ответ совпал с учебником, нужно было работать с выделением квадратов в такой последовательности: $x,y,z$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пpивecти мaтpицу к кaнoничeскoмy виду
Сообщение26.12.2023, 22:19 


13/10/22
29
lel0lel в сообщении #1623958 писал(а):
Неправильно записан закон преобразования матрицы, должно быть так
$(P^{-1})^TAP^{-1}.$
Подозреваю, чтобы ответ совпал с учебником, нужно было работать с выделением квадратов в такой последовательности: $x,y,z$.

Спасибо большое. Жаль, что все равно получается неверно, даже с учетом исправления формулы (при проверке не выйдет диагональная матрица). С учетом того, что это могли быть ошибки с арифметикой у меня, я в оффтопе приложу доказательства с помощью wolframalpha.

(Оффтоп)

Находим матрицу, обратную матрице $P$
Изображение
Ссылка на wolfram https://www.wolframalpha.com/input?i=inverse+%7B%7B2%2C+-4%2C+1%7D%2C+%7B1%2C+-1%2C+0%7D%2C+%7B0%2C+1%2C+0%7D%7D
Далее считаем произведение
Изображение
Ссылка на wolfram https://www.wolframalpha.com/input?i=%7B%7B0%2C+0%2C+1%7D%2C+%7B1%2C+0%2C+-2%7D%2C+%7B1%2C+1%2C+2%7D%7D*+%7B%7B3%2C+1%2C+-2%7D%2C+%7B1%2C+-2%2C+4%7D%2C+%7B-2%2C+4%2C+1%7D%7D+*+%7B%7B0%2C+1%2C+1%7D%2C+%7B0%2C+0%2C+1%7D%2C+%7B1%2C+-2%2C+2%7D%7D
Но эта матрица не является диагональной. Значит что-то сделали не так.


-- 26.12.2023, 22:20 --

Исправил*
Изображение
https://www.wolframalpha.com/input?i=%28transpose+inverse+%7B%7B2%2C1%2C0%7D%2C+%7B-4%2C-1%2C1%7D%2C+%7B1%2C+0%2C+0%7D%7D%29+*+%7B%7B3%2C+1%2C+-2%7D%2C+%7B1%2C+-2%2C+4%7D%2C+%7B-2%2C+4%2C+1%7D%7D+*+inverse+%7B%7B2%2C+-4%2C+1%7D%2C+%7B1%2C+-1%2C+0%7D%2C+%7B0%2C+1%2C+0%7D%7D

 Профиль  
                  
 
 Re: Пpивecти мaтpицу к кaнoничeскoмy виду
Сообщение26.12.2023, 22:25 
Заслуженный участник


20/04/10
1878
oleg2099 в сообщении #1623964 писал(а):
Исправил*
В третьей строке матрицы исходной квадратичной формы должна быть минус единица.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пpивecти мaтpицу к кaнoничeскoмy виду
Сообщение26.12.2023, 22:29 


13/10/22
29
lel0lel в сообщении #1623968 писал(а):
В третьей строке матрицы исходной квадратичной формы должна быть минус единица.

Спасибо. Исправился. Но что-то все равно не так.
Изображение
https://www.wolframalpha.com/input?i=%28transpose+inverse+%7B%7B2%2C+-4%2C+1%7D%2C+%7B1%2C+-1%2C+0%7D%2C+%7B0%2C+1%2C+0%7D%7D%29+*+%7B%7B3%2C+1%2C+-2%7D%2C+%7B1%2C+-2%2C+4%7D%2C+%7B-2%2C+4%2C+-1%7D%7D+*+inverse+%7B%7B2%2C+-4%2C+1%7D%2C+%7B1%2C+-1%2C+0%7D%2C+%7B0%2C+1%2C+0%7D%7D

 Профиль  
                  
 
 Re: Пpивecти мaтpицу к кaнoничeскoмy виду
Сообщение26.12.2023, 22:34 
Заслуженный участник


20/04/10
1878
Вы уверены, что Вольфрам звёздочку воспринимает как матричное умножение (в пакете это точка), вдруг он умножает покомпонентно элементы матриц? Лучше проделайте руками.
oleg2099 в сообщении #1623938 писал(а):
А тот самый ответ, который я знаю, он был получен с помощью wolframalpha
Сначала я подумал, что у вас не сошёлся ответ с учебником, а выходит, что вы хотите, чтобы метод Лагранжа выдал матрицу с собственными значениями на диагонали, причём собственные значения не целые. Зачем себе усложнять жизнь, канонические формы могут быть различные.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пpивecти мaтpицу к кaнoничeскoмy виду
Сообщение26.12.2023, 23:15 


13/10/22
29
lel0lel в сообщении #1623973 писал(а):
Вы уверены, что Вольфрам звёздочку воспринимает как матричное умножение (в пакете это точка), вдруг он умножает покомпонентно элементы матриц? Лучше проделайте руками.

Я проверил с помощью другого приложения, там такой же результат умножения трех матриц вышел, как и у wolfram. Есть и другой вариант обозначения умножения между матрицами у wolfram, там можно поставить просто $.$ между матрицами, результат не меняется. Что-то видимо идейно происходит не так. Или я изначально где-то затупил.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пpивecти мaтpицу к кaнoничeскoмy виду
Сообщение26.12.2023, 23:35 
Заслуженный участник


20/04/10
1878
Идейно всё так, просто это искусственный интеллект начал сбивать людей с толку, чтобы мы отучились что-либо делать руками и перестали доверять своим результатам. Но попробуйте напоследок вот такой код
Код:
Transpose[Inverse[{{2, -4, 1}, {1, -1, 0}, {0, 1, 0}}]].{{3, 1, -2}, {1, -2,  4}, {-2, 4, -1}}.Inverse[{{2, -4, 1}, {1, -1, 0}, {0, 1, 0}}]
Только не убирайте точки, они помогут сбить с толку ИИ, и он перестанет дурить.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пpивecти мaтpицу к кaнoничeскoмy виду
Сообщение26.12.2023, 23:52 


13/10/22
29
Я понял, почему с другим приложением у меня тоже не вышло. Я просто опять $a_{33}=1$ написал вместо $-1$. А после исправления как раз все получилось. Но почему wolfram неправильно считал - не очень понимаю. Вроде бы код максимально похож.

Код:
Transpose[Inverse[{{2, -4, 1}, {1, -1, 0}, {0, 1, 0}}]].{{3, 1, -2}, {1, -2,  4}, {-2, 4, -1}}.Inverse[{{2, -4, 1}, {1, -1, 0}, {0, 1, 0}}]

и
Код:
(transpose inverse {{2, -4, 1}, {1, -1, 0}, {0, 1, 0}}) * {{3, 1, -2}, {1, -2, 4}, {-2, 4, -1}} * inverse {{2, -4, 1}, {1, -1, 0}, {0, 1, 0}}


По всей видимости, вручную выделил квадраты правильно. Спасибо большое, что помогли разобраться.

lel0lel в сообщении #1623980 писал(а):
мы отучились что-либо делать руками и перестали доверять своим результатам. Но попробуйте напоследок вот такой код

Просто я очень невнимателен при рутинных вычислениях. Потому себе не доверяю. У меня вечно ошибки вида $2\cdot 5 =200$

 Профиль  
                  
 
 Re: Пpивecти мaтpицу к кaнoничeскoмy виду
Сообщение27.12.2023, 00:09 
Заслуженный участник


20/04/10
1878
oleg2099 в сообщении #1623982 писал(а):
Но почему wolfram неправильно считал - не очень понимаю.

Звёздочка в Вольфраме это покомпонентное умножение элементов. Можете проверить это на таком примере
Код:
{{a,b},{c,d}}*{{e,f},{g,h}}

 Профиль  
                  
 
 Re: Пpивecти мaтpицу к кaнoничeскoмy виду
Сообщение27.12.2023, 01:15 


13/10/22
29
Понял, спасибо большое за помощь! :D

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group