2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.



Начать новую тему Ответить на тему
 
 Рациональные числа. Сечение. Классы.
Сообщение20.07.2008, 00:01 
Аватара пользователя


30/10/07
105
Эстония
Цитата:
Отнесём к классу $A$ все положительные рациональные числа $a$, для которых $a^2<2$, число $0$ и все отрицательные рациональные числа, а к классу $A'$ - все положительные рациональные числа $a'$, для которых $a'^2>2$.

Как легко убедиться, мы получили сечение. Здесь ни в классе $A$ нет наибольшего числа, ни в классе $A'$ - наименьшего. Докажим, например, первое из этих утверждений. Пусть $a$ - любое положительное число класса $A$, тогда $a^2<2$. Покажем, что можно подобрать такое целое положительное $n$, что

$(a+\frac{1}{n})^2<2$

так что и число $a+\frac{1}{n}$ будет принадлежать классу $A$.
Это неравенство равносильно таким:

$a^2+\frac{2a}{n}+\frac{1}{n^2}<2$, $\frac{2a}{n}+\frac{1}{n^2}<2-a^2$,

Последнее неравенство и подавно выполнено, если $n$ удовлетворит неравенству

$\frac{2a+1}{n}<2-a^2$,

для чего достаточно взять

$n>\frac{2a+1}{2-a^2}$,

а это всегда возможно ( по аксиоме Архимеда).


Не могу разобраться в доказательстве. Зачем показывать, что можно подобрать целое положительное число $n$? И почему последнее неравенство будет выполнено если $n$ удовлетворит неравенству $\frac{2a+1}{n}<2-a^2$ ? Причём тут аксиома Архимеда?

Короче говоря, я не понимаю по какому принципу действует это доказательство. Надо доказать, что в классе $A$ нет наибольшего числа. Зачему тут вообще какое-то $n$? :(

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение20.07.2008, 07:50 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/03/06
13626
Москва
KPEHgEJIb писал(а):
Надо доказать, что в классе $A$ нет наибольшего числа. Зачему тут вообще какое-то $n$?
Натуральное число n здесь используется потому, что именно таким путем получается строгое обоснование, опирающееся на аксиоматику и простейшие свойства неравенств. Если Вы имеете что предложить в качестве альтернативного док-ва - пишите здесь, обсудим. А неравенство
\[
\frac{{2a}}{n} + \frac{1}{{n^2 }} \le \frac{{2a + 1}}{n}
\] равносильно очевидному неравенству \[
\frac{1}{{n^2 }} \le \frac{1}{n}
\]

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение20.07.2008, 14:28 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Какое-то странное доказательство (кстати, в последней формуле перепутано направление неравенства). Почему бы не сделать то же самое, но -- сознательно?

Пусть $a^2<2$, $a\in\mathbb Q_+$. Подберём натуральное $n$ так, чтобы было $\left(a+{1\over n}\right)^2<2$; возможность такого подбора для любого $a$ и будет означать, что в классе $A$ нет максимального элемента.

Обозначим $\varepsilon\equiv 2-a^2>0$; это -- рациональное число. Достаточно добиться того, чтобы выполнялось неравенство $\left(a+{1\over n}\right)^2-a^2<\varepsilon$, т.е. ${2a\over n}+{1\over n^2}<\varepsilon$. Для этого, в свою очередь, достаточно выполнения неравенств:

$\everymath{\displaystyle}\begin{cases} {2a\over n}<{\varepsilon\over2} \\ \\ {1\over n^2}<{2a\over n} \end{cases} \qquad\Longleftrightarrow\qquad \begin{cases} n>{4a\over\varepsilon} \\ \\ n>{1\over 2a} \end{cases}$

Другими словами, достаточно взять $n=\max\{n_1,n_2\}$, где $n_1>{4a\over\varepsilon}$ и $n_2>{1\over 2a}$. А такие числа $n_1$ и $n_2$ всегда найдутся -- да, действительно, именно по аксиоме Архимеда. Ч.т.д.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение20.07.2008, 18:46 
Аватара пользователя


30/10/07
105
Эстония
Цитата:
Натуральное число n здесь используется потому, что именно таким путем получается строгое обоснование, опирающееся на аксиоматику и простейшие свойства неравенств. Если Вы имеете что предложить в качестве альтернативного док-ва - пишите здесь, обсудим.


С этим я разобрался. Берётся не просто $n$, а $\frac{1}{n}$ потому что иначе кроме как $n=1$ другие $n$ не подходят.

Но как получилось $\frac{2a}{n}+\frac{1}{n^2}\le\frac{2a+1}{n}$? И почему оно равносильно $\frac{1}{n^2}\le\frac{1}{n}$ ?

В примере (источник - Г.М. Фихтенгольц "Курс дифференциального и интегрального исчисления Том 1")
были только строгие неравенства. Brukvalub, откуда у Вас получились нестрогие?


Цитата:
Какое-то странное доказательство (кстати, в последней формуле перепутано направление неравенства).


Извините, опечатался. Я не только направление неверно указал, но вообще не то нераведство поставил.

Цитата:
Пусть $a^2<2$, $a\in\mathbb Q_+$. Подберём натуральное $n$ так, чтобы было $\left(a+{1\over n}\right)^2<2$; возможность такого подбора для любого $a$ и будет означать, что в классе $A$ нет максимального элемента.


Это понял, а дальше - нет.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение20.07.2008, 18:58 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
KPEHgEJIb писал(а):
Цитата:
Пусть $a^2<2$, $a\in\mathbb Q_+$. Подберём натуральное $n$ так, чтобы было $\left(a+{1\over n}\right)^2<2$; возможность такого подбора для любого $a$ и будет означать, что в классе $A$ нет максимального элемента.


Это понял, а дальше - нет.

Обозначание $\varepsilon$ введено только для сокращения записи, но оно по существу: это -- зазор между двойкой и исходным $a^2$. Поэтому: если расстояние между "старым" $a^2$ и "новым" $\left(a+{1\over n}\right)^2$ окажется меньше этого зазора, то "новое" число тоже попадёт в класс $A$.

Дальше понятно?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение22.07.2008, 20:13 
Аватара пользователя


30/10/07
105
Эстония
ewert, теперь понятно. Благодарю :)

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group