2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Конспектирование ручкой
Сообщение16.04.2023, 13:25 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6696
Натолкнулся на интересное видео о пользе конспектирования новой изучаемой информации ручкой в тетради. Я раньше эту пользу недооценивал. Если читаешь книгу или смотришь образовательный ролик, то смысл конспектирования как-то неочевиден. Ведь в любой момент можно вернуться как в книге так и в ролике в ранее прочитанное (увиденное) место. Однако стал замечать, что если чего-то пишешь ручкой, как-то лучше запоминается (даже, если записи потом потеряются). Оказывается это имеет под собой научное обоснование. Хотя в ролике об этом только мельком. А пишете ли вы ручкой, чтобы лучше запомнить?

 Профиль  
                  
 
 Re: Конспектирование ручкой
Сообщение16.04.2023, 13:55 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/04/08
2738
Физтех
Когда как. У меня был период, когда я учился в аспирантуре, по науке нужно было освоить огромное количество информации, и я по старинке конспектировал ее на листках. Я не могу что-то услышать/прослушать и не записать резюме услышанного. Но у меня накопилась гора бумаги, которую не знаешь куда деть. А теперь еще и жалко выбросить. А самое плохое то, что по написанному рукой нет поиска. Нужно какие-то системы хранения и классификации информации выдумывать. Такое бывает, например система цеттелькастен. Я пробовал, но у меня не прижилось.

Потом я стал конспектировать рукой, но на планшете. Гора бумаги исчезла, а современные средства позволяют искать по рукописному тексту. Это удобно, когда приходится писать формулы, но не удобно, когда много текста.

Сейчас я больше конспектирую на компьютере, печатаю (делать это можно в Notion, Roam Research, Obsidian и др. подобных системах). Тогда нет горы бумаги, есть поиск, можно в техе оформлять формулы, вставлять картинки. Можно сохранять ссылки на интернет-материалы, на видео, которые, собственно, конспектируешь. А самое главное, написанные конспекты можно использовать потом в текстах статей, в презентациях, в заявках и отчетах по грантам. Удобно копировать/вставлять.

Конечно, иногда бывает удобно что-то быстро написать на листке, когда компьютера нет рядом, или когда он рядом, но долго открывать приложение, создавать заметку и писать в нее. Поэтому я всегда под рукой держу ручки, бумагу и блокноты. Бумага удобнее, если нужно что-то быстро нарисовать.

Что касается разницы между письмом рукой и печатаньем по клавиатуре, разницы не заметил. Гораздо важнее процессы осознавания прочитанного, встраивания информации в систему в своей голове. У меня на этот счет есть несколько уровней резюме. Например, когда я смотрю на ютубе чью-то лекцию, я конспектирую эту лекцию. Получается резюме одной лекции. После просмотра всех лекций, я резюмирую весь курс по собранию резюме каждой лекции. И когда мне нужно что-то вспомнить, я иду по уровням, от общего к частному.

 Профиль  
                  
 
 Re: Конспектирование ручкой
Сообщение16.04.2023, 15:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8082
По себе помню, что записанное рукой лучше запоминается. Особенно сложные формулы: рука их зачастую помнит лучше головы. Нейробиологические механизмы интуитивно понятны: ты подключаешь к запоминанию информации еще одну (моторную) зону коры.

Но у рукописных конспектов есть огромные недостатки. Во-первых, я согласен с ShMaxG: получается гора бумаги, которую надо где-то хранить и по которой неудобно искать. Однако это не главное.

Главный (для меня) недостаток рукописных конспектов - то, что они почти не поддаются редактуре. Это терпимо, когда изучаешь предмет всего по одному учебнику или курсу лекций и просто шпаришь за автором от корки до корки. Но когда пользуешься хотя бы двумя-тремя учебниками по одному предмету, конспекты часто приходится редактировать. В том числе потому, что уже пройденный материал видится по-новому в свете вновь изученного. Файл легко изменить в нужных местах, а тетрадку фактически придется переписывать заново, когда количество сносок и примечаний на полях превысит критическое значение.

мат-ламер в сообщении #1589921 писал(а):
Если читаешь книгу или смотришь образовательный ролик, то смысл конспектирования как-то неочевиден. Ведь в любой момент можно вернуться как в книге так и в ролике в ранее прочитанное (увиденное) место.
Для меня конспект - это учебник, который я написал под свои личные нужды. Материал там изложен в той последовательности, которая кажется самой логичной лично мне. Подробно объяснены места, которые вызвали затруднение. Очевидное, наоборот, не проговаривается слишком подробно. От длинных выкладок или нудных математических доказательств сохранена общая идея и ссылка на то, где найти подробности. Подглядывать в такой персонализированный учебник куда эффективнее, чем искать нужное место в книге.

 Профиль  
                  
 
 Re: Конспектирование ручкой
Сообщение16.04.2023, 18:03 


01/04/08
2724
мат-ламер в сообщении #1589921 писал(а):
Оказывается это имеет под собой научное обоснование.

Я это для себя открыл еще во время учебы в Вузе, весьма необычно - выполняя задание по начертательной геометрии.

История такая.
Само занятие - чертить, довольно скучное и я включил радио, по которому тогда шла радиопостановка (запомнил на всю жизнь) по рассказу Ю. Бондарева "Простите нас". Работая над чертежом, я слушал постановку.
Обычно, я сначала чертил тонкими линиями, а затем уже окончательно все повторял, обводя мягким карандашом.
Выполнив задание в тонких линиях я сделал перерыв, к этому времени постановка закончилась.

Через какое-то время, приступив к обводу чертежа, обнаружил, что двигаясь карандашом по тонким линиям я как будто считывал (как с магнитофонной ленты) текст рассказа, зазвучавший у меня в голове. К каждому элементу, повороту, изгибу линии, в различных местах чертежа, был привязан вполне определенный кусочек текста, который воспроизводился.

Нашел в сети тот самый замечательный рассказ: https://www.youtube.com/watch?v=RzQZbj1UgRo

 Профиль  
                  
 
 Re: Конспектирование ручкой
Сообщение16.04.2023, 18:32 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6696
Когда писал стартовый пост, я свою тему понимал достаточно узко. Я не имел в виду проблемы долговременного хранения информации на внешних носителях (будь то тетрадь или компьютер или ещё что). Я имел в виду проблему эффективного усваивания информации мозгом. Но, судя по ответам, интересна также проблема долговременного хранения и использования информации, которая уже в мозге не помещается. Сначала я подумал, что это разные проблемы и не надо их путать вместе в одном обсуждении. Однако сейчас прихожу к выводу, что проблемы эти взаимосвязаны и их можно обсуждать вместе. Вот примерный эскизный план, как эти проблемы стыкуются.

На первом этапе изучения чего-либо (допустим, читаем какую-либо книгу) в одной тетрадке (для черновиков) пишу всякую ерунду, которая возникает в голове при чтении этой книги. Дальше буду описывать то, что пока не делаю, а только собираюсь. Во второй тетрадке можно писать краткие тезисы, что проделано (изучено) и что собираюсь запомнить. Это тоже будет тетрадка не для долговременного хранения. Здесь тоже может быть написана всякая ерунда (по незнанию). Дальше есть третья тетрадка (хотя она может быть и не одна). Если эта тетрадка не одна, то на ней ставится номер (фломастером в торце). Информация в этих тетрадях уже предназначена для хранения. Понятно, что информация на бумажных носителях никак не может быть упорядочена. Это просто будет совокупность фактов - факт 1-й, факт 2-й и т.д. Где каждый факт может быть всё что угодно - допустим, какая-то теорема с идеей доказательства и т.п. Понятно, что ориентироваться в этих записях без компьютера невозможно. А вот на компьютере будет как раз храниться информация для ориентировки - что, где, в какой тетради, на какой странице, что конкретно хранится. И тут уже на компьютере эту связующую информацию можно структурировать как угодно и добиваться хоть какого-либо порядка. На бумажных носителях никаких реорганизаций не должно происходить. Они для этого не подходят.

Так первый мой пост, собственно, про мою вторую тетрадку, которая не для долговременного хранения. Всё больше появляется у меня информации, что такое, пусть временное, конспектирование очень благоприятно для процесса запоминания. Вот хотя бы этот ролик (или вот). Из других источников (лекции Вячеслава Дубынина) узнал, что в мозге огромное количество нейронов (наверное большинство) занимается управлением нашими мышцами. И процесс запоминания в мозге эволюцией заточен на то, чтобы запоминать именно процесс механического движения. Запоминание абстрактной информации потребовалось нам относительно недавно (если рассматривать с глобальной исторической точки зрения эволюции нашего мозга).

 Профиль  
                  
 
 Re: Конспектирование ручкой
Сообщение16.04.2023, 22:23 


04/08/21
307
мат-ламер в сообщении #1589950 писал(а):
Понятно, что информация на бумажных носителях никак не может быть упорядочена. Это просто будет совокупность фактов - факт 1-й, факт 2-й и т.д. Где каждый факт может быть всё что угодно - допустим, какая-то теорема с идеей доказательства и т.п. Понятно, что ориентироваться в этих записях без компьютера невозможно.

Присмотритесь к системе Zettelkasten (русскоязычные люди её называют то Зеттелькастен, то Цеттелькастен), она как раз изначально создавалась для ориентирования в тоннах бумажных записей без компьютера. Её создатель Никлас Луман благодаря этой системе свободно взаимодействовал с несколькими огромными шкафами разрозненных бумажных заметок (их там было реально много).

Сейчас, конечно, почти никто уже не использует эту систему в "чистом" исключительно бумажном виде. В связке с этой системой очень хороша, к примеру, бесплатная программа Obsidian (есть версии и для ПК, и для мобильных устройств). Очень удобно было бы использовать эту программу в том числе и для ориентирования в бумажных записях.

В сети есть масса материалов как по Zettelkasten, так и по Obsidian, имеются даже обучающие ролики на YouTube.

Не спорю, создавать свой личный велосипед всегда увлекательнее (по крайней мере, для меня). Но перед этим, как минимум, полезно хоть немного ознакомиться с уже имеющимися наработками других людей в этой области. Может получиться и так, что этого окажется более чем достаточно, и самому ничего изобретать не потребуется.

 Профиль  
                  
 
 Re: Конспектирование ручкой
Сообщение16.04.2023, 22:47 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/04/08
2738
Физтех
мат-ламер в сообщении #1589950 писал(а):
Вот хотя бы этот ролик
Этот ролик, и первая статья, на которую дана ссылка в описании, по сути подтверждают мои слова. Важными аспектам эффективного конспектирования являются именно внимание, концентрация, анализ, извлечение важного и полезного из речи/текста. В статье сказано, что студенты с ноутбуком склонны к дословному ведению записей. Но кто мешает их заранее научить извлекать важную информацию? Когда им об этом говорят, результаты становятся лучше, и в статье есть ссылка на другую работу, где внезапно конспектирование за компьютером оказалось эффективнее, чем от руки. Но авторы статьи критикуют такой подход, потому что он не естественный. Действительно, зачем учить студента правильному ведению конспектов, давайте посмотрим на него, когда он этого не понимает. А кому это нужно?

А еще нужно отличать студентов от действующих ученых. Студенты, когда на лекции ходят, еще не умеют толком отличать важное от неважного, очень устают, так что отвлекающие факторы серьезно на них влияют, а письмо рукой как более сложное действие помогает им чуть лучше сосредоточиться. А опытные ученые умеют отделять важное от неважного, и мне кажется, что им все равно, как информацию запечатлить, главное, чтобы было потом удобно этой информацией воспользоваться.

Вторая и третья статьи из этого видео иррелевантны, они про распознавание букв и слов, мол если писать слова от руки, их проще запомнить. В это поверить могу.

мат-ламер в сообщении #1589950 писал(а):
(или вот)
Та же фигня. Здесь и в других местах почему-то считается, что конспектирование на компьютере обязательно является дословным и бездумным. Ну естественно, что бездумное перепечатывание не эффективно. Причем тут разница между рукописью и печатанием? Сравнивать нужно вдумчивую работу за компом и за листком, а не вдумчивую за листком и бездумную за компом.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group