Замечательно. Вы построили бесконечное дерево
Отличное сравнение.
Да, так и есть. Рекурсия Коллатца – это дерево с бесконечными ветками. Единица – это прародитель всех веток.
Это хорошо видно на следующем рисунке:
Но мне не нравится этот рисунок.
Он в недостаточной степени отображает, в моем понимании, самого главного - шага рекурсии:
Но вот этот рисунок, он просто замечательный:
Первое нечётное число, которое рождает единица – это 5, правило
.
21 – это следующее нечетное число, снова правило
.
Число 5 – это
. У нас появляется возможность продолжить эту ветку по правилу 1/3. Мы получаем число 3.
Число 3 - это
, хвост рекурсии. Но мы можем уйти на ветку
. Мы получаем число 13.
Число 13 – это
. У нас появляется возможность продолжить эту ветку по правилу 1/3. Мы получаем 17, 11, 7, 9 (хвост рекурсии).
Возвратимся к 7 и применим правило
, мы получаем: 29, 19…
Возвратимся к 13 и применим
, мы получаем: 53, 35, 23, 15 (хвост рекурсии).
И т.д.
На что надо обратить внимание?С одной стороны, чётные числа – это вспомогательные числа. Они выполняют лишь функцию связующих чисел.
Потому что, как мы помним, в формулу
, мы можем подставить только чётные числа.
Но, согласно шагу итерации, все нечетные числа в последовательностях Коллатца отделены друг от друга либо 2
, либо 4
, либо 8
, либо 16
.
Тут на всякий случай вспомним наши старые рисунки, которые это хорошо демонстрируют:
И этот рисунок:
Предположим, что именно такой шаг рекурсии (
,
,
,
) покрывает все нечетные числа.
Тогда доказательство гипотезы Коллатца сводится лишь к вопросу:
Есть ли такое нечетное число, подставив которое в
или
или
или
мы не сможем получить следующее нечётное?
Если такое число есть, это будет первый контрпример!
Если нет, это означает, что все нечетные числа связаны между собой шагом итерации, и пропустить что-либо в нашей рекурсии мы просто не можем (и таким образом гипотеза Коллатца доказана).