2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему

Обязан ли учащийся знать (почти) наизусть непрофильный предмет для получения оценки «отлично»?
Да, обязан. 14%  14%  [ 1 ]
Нет, не обязан. 86%  86%  [ 6 ]
Свой вариант ответа в комментариях. 0%  0%  [ 0 ]
Всего голосов : 7
 
 Критерии оценивания учащихся
Сообщение29.01.2023, 14:04 


09/11/19
146
Вопрос вкратце звучит так: обязан ли учащийся знать (почти) наизусть непрофильный предмет для получения оценки «отлично» или достаточно того, что он может решать задачи на контрольных работах, используя учебник в качестве справочника?
Теперь подробнее. Допустим, учащийся, использующий учебник как справочник, пишет контрольную работу на 5 баллов, но если учебник у него отобрать, он напишет ту же контрольную на 3 или 4 балла. По моему мнению, это говорит о том, что учащийся: 1) понимает условия задач и связи между (некоторыми) фактами, умеет найти в учебнике нужную информацию и применить её для решения контрольной; 2) не знает, не помнит или не может вывести (некоторые) определения и расчётные формулы из учебника.
На мой взгляд, в случае с профильным предметом учащийся для получения оценки «отлично» должен быть в состоянии писать контрольные без использования учебника как справочника. В случае же с непрофильным предметом вполне допустимо оценивать оценкой «отлично» учащегося, который может решать задачи, используя учебник в качестве справочника. Из всего курса по непрофильному предмету я бы выделил 20 %, которые учащийся должен знать, не заглядывая в учебник, а остальные 80 % пусть он и не помнит, но зато знает, где эту информацию найти и как ею воспользоваться для решения стоящих перед ним задач. А что Вы думаете?

 Профиль  
                  
 
 Re: Критерии оценивания учащихся
Сообщение29.01.2023, 16:59 


10/03/16
3995
Aeroport
igor_ivanov в сообщении #1579284 писал(а):
На мой взгляд, в случае с профильным предметом учащийся для получения оценки «отлично» должен быть в состоянии писать контрольные без использования учебника как справочника.


Очевидно, такой подход крайне убог: он заставляет учащегося зазубривать некоторую по сути справочную информацию, вместо того чтоб потратить то же время на понимание концепций. Например, я не помню формулу суммы квадратов натуральных чисел от нуля до эн. Естественно я могу ее вывести, но это сожрет время, поэтому я конечно же ее загуглю. Еще пример -- всякие быстрые перемножения матриц, комбинаторные формулы, хитрые неравенства и т.д.

igor_ivanov в сообщении #1579284 писал(а):
Допустим, учащийся, использующий учебник как справочник, пишет контрольную работу на 5 баллов, но если учебник у него отобрать, он напишет ту же контрольную на 3 или 4 балла.


Нормальный предмет устроен таким образом, что ежели его не знать, то, обложившись учебниками, энторнетом и всей Академией Наук, контрольную все равно не написать. Потому что с нуля даже гению, имеющему под рукой все, что пожелается, потребуется время, чтоб разобраться что к чему, а на контрольной этого времени нет.

Вообще, учеба (в яслях, в школе, в вузе) должна имитировать "взрослую" работу, а не тюрьму строгого режима. Ни в коммерческой, ни в научной работе никто не будет отбирать у тебя учебники, мобильники, калькуляторы и пр., а критерием успеха будет поднятый или не поднятый проект в течение отведенного на проект срока. Аналогично, единственным критерием успеха в учебе является написание контрольной за отведенное время (пользоваться можно всем чем угодно -- хоть услугами проститутки, помогающей снять напряжение -- при условии, что твои действия не мешают остальным).

igor_ivanov в сообщении #1579284 писал(а):
Из всего курса по непрофильному предмету я бы выделил 20 %, которые учащийся должен знать, не заглядывая в учебник, а остальные 80 % пусть он и не помнит, но зато знает, где эту информацию найти и как ею воспользоваться для решения стоящих перед ним задач. А что Вы думаете?


Я согласен с этим.

 Профиль  
                  
 
 Re: Критерии оценивания учащихся
Сообщение29.01.2023, 19:26 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6652
igor_ivanov в сообщении #1579284 писал(а):
Вопрос вкратце звучит так: обязан ли учащийся знать (почти) наизусть непрофильный предмет для получения оценки «отлично»

А что значит "знать наизусть"? Попахивает зубрёжкой. Лично я никогда не старался что-то в физике и математике учить "наизусть". Если что-то и запоминалось в голове, то запоминалось само и естественно. Возьмём самый простой пример - закон Кулона. Его вид в системе СГСЭ естественен и понятен. Но в школе надо знать и систему СИ. И тут вопрос, как запомнить, что есть множитель $\frac{1}{4 \pi \varepsilon \varepsilon_0}$ ? В учебниках обычно этот момент объясняется (не буду останавливаться). По крайней мере легко запомнить, что $4 \pi$ как-то связано с площадью единичной сферы. А значение множителя $\varepsilon_0$ ученик может на память и не помнить. А учитель может написать его на доске перед контрольной.

Известный блогер и популяризатор математики Савватеев в раннем детском возрасте, когда размышлял над выбором, чем увлечься, спросил у отца, а есть ли такая наука (либо предмет увлечения), где не надо ничего запоминать? (Перед этим он увлекался шахматами, где на достаточно высоком уровне. куда он забрался, надо было много помнить конкретного). И отец ему ответил, что такая наука есть - математика. Там особо запоминать не надо. Всё логично выводится из основ. В физике примерно такая же ситуация.

 Профиль  
                  
 
 Re: Критерии оценивания учащихся
Сообщение29.01.2023, 19:57 


09/11/19
146
мат-ламер в сообщении #1579346 писал(а):
А что значит "знать наизусть"? Попахивает зубрёжкой.

Имеется ввиду способность учащегося "держать в голове" все знания, необходимые для решения задач из контрольной работы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Критерии оценивания учащихся
Сообщение29.01.2023, 20:03 


10/03/16
3995
Aeroport
мат-ламер в сообщении #1579346 писал(а):
$4 \pi$ как-то связано с площадью единичной сферы


Видимо, это связано с замкнутостью силовых линий - "хорошее" векторное поле - бла-бла-бла, поэтому поток через поверхность сферы вычисляется как интеграл от дивергенции по объему сферы (наверное). Еси так, то не важно, единичная сфера или нет (очевидно).

мат-ламер в сообщении #1579346 писал(а):
Савватеев в раннем детском возрасте, когда размышлял над выбором, чем увлечься, спросил у отца, а есть ли такая наука (либо предмет увлечения), где не надо ничего запоминать? (Перед этим он увлекался шахматами, где на достаточно высоком уровне. куда он забрался, надо было много помнить конкретного). И отец ему ответил, что такая наука есть - математика. Там особо запоминать не надо. Всё логично выводится из основ.


Ну шахматы-то еще более из основ выводятся! Я знаю как ходит конь и слонь, щас быстренько выведу всю шахматную "теорию" (потом поясню, почему в кавычках) и завтра обыграю Карлсена с Накамурой в сеансе одновременной игры.

Так вот. Начнем с шахмат: шахматную "теорию" безусловно можно вывести из основ, и движок на основе нее будет рвать всухую не только чемпионов, но и все существующие движки. Проблемка в том, что место этой "теории" среди пифагорейских сфер -- она не влезет ни в голову человека, ни в ПЗУ всех гипотетических компьютеров мира, если объединить их в ботнет. Поэтому тренеры используют такой прием:

а) Вот доска, вот фигуры, они ходят так-то и так-то. Ну ок.
б) Фигуры имеют ценность, их нужно жрать. Пешка стоит 1, конь 3, ... (Ту уже насчет связи с основой процентов 50 вранья, потому что пешка может быть за 1 горизонталь от превращения в ферзя, а конь может быть заперт, и тогда ценность его -- ноль).
в) Дальше идут всякие эвристики, типа дебютов, которые связаны с основой чисто воображаемыми нитями (типа "захватываем центр, потому что -- раззуй глаза! -- фигуры из центра бъют больше полей, чем с периферии". А можно тогда ферзя на центр -- он же бьет больше всех полей? оказывается, нет -- ферзь попадет под темпы и ты не разовьешься в дебюте...)

Короче, связь с основой предлагается нарисовать в своем воображении, как непорочный образ своей будущей избранницы (и то, и то на 99% оказывается совсем не тем). И кто достовернее представит, тот и добъется результата.

Точно так же в матане: выводимость из основ -- это такая идеологическая морковка впереди осла, вера в которую заставляет двигаться ровно в противоположном направлении: изучать кучу эвристик, приемчиков, концепций, набивать руку в решении задач и т.д. Если бы там все выводилось из основ, все бы давным давно все вывели из основ и стали бы лауреатами Филдса.

ПОпробуйте вывести из основ одну из формул Рамануджана.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group