Вариант "гарнизоны".Добавляются неподвижные фигуры
гарнизоны на поля c4 (белый) и f5 (чёрный).
8 полей вокруг гарнизона считаются битыми.
Если фигура противоположного цвета переходит на одно из 8-ми полей вокруг гарнизона, то она снимается. Владелец гарнизона пропускает ход (ход считается потраченным на взятие фигуры).
Гарнизон можно взять, как и любую другую фигуру. Но брать его можно лишь издалека, так как подойти к гарнизону нельзя. После взятия гарнизона поля вокруг него перестают быть битыми.
Вариант: белый гарнизон на f4, чёрный гарнизон на c5.
Сложный вариант: белый гарнизон может переходить с поля c4 на f4 и обратно, а чёрный гарнизон с поля f5 на c5 и обратно. Перемещение гарнизона - это один ход. Все фигуры противника (кроме гарнизонов), находящиеся на поле, куда перемещается гарнизон, и вокруг этого поля будут сбиты. Если на одном из этих полей был король противника, то противник получает мат. Гарнизоны друг друга не бьют.
Пример: на f4 и g5 - чёрные пешки, а на f5 - чёрный конь, то при перемещении белого гарнизона с c4 на f4 обе чёрные пешки и чёрный конь будут сбиты.
Способ популяризации шахматных вариантов -
кубок вариантов.
На турнире каждый круг состоит из двух партий какого-либо варианта шахмат.
Круг - двухходовые шахматы.
Круг - шахматы с оберегами.
Круг - шахматы с гарнизонами.
Круг -
франкфуртские шахматы.
Круг - шахматы с заменой ферзя на магараджу.
И т. д.
Цель - проверить способность играть (находить стратегию) в непривычных условиях.