2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В раздел Пургаторий будут перемещены спорные темы, относительно которых администрация приняла решение о нецелесообразности продолжения дискуссии.
Причинами такого решения могут быть, в частности: безграмотность, бессодержательность или псевдонаучный характер темы, нарушение автором принципов ведения дискуссии, принятых на форуме.
Права на добавление сообщений имеют только Модераторы и Заслуженные участники форума.



Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.
 
 Проблема вагонетки
Сообщение11.07.2022, 07:13 


26/02/22

84
Все знакомы с проблемой вагонетки, которая есть в двух вариантах.
1 вариант - мы едем на поезде, и перед нами два пути - один прямой, а второй боковой. На прямом пути лежат связанными 10 человек, а на боковом один. Если вы ничего не будете делать, то раздавите 10 человек, а можете нажать рычаг и повернуть поезд на боковой путь, тем самым убив одного человека. Ваши действия?
2 вариант - почти то же самое, только путь один (прямой), на нем так же лежат 10 человек, но есть мост, на котором сидит толстяк. Вы стоите на мосту за толстяком, и можете либо
а) ничего не делать, тогда 10 человек будут раздавлены
б) столкнуть толстяка на рельсы, тем самым он затормозит поезд и 10 человек выживут. Ваши действия?
Общеизвестно, что в 1 варианте люди предпочитают повернуть вбок и убить одного человека вместо 10, а во втором ничего не делать, даже если погибают 10 человек. Собственно, особенность такого выбора я и хотел бы обсудить :-)
Часто можно услышать объяснения в духе того, что ситуации не совсем эквивалентны, но имхо они ошибочны.
Вот мое объяснение - в данном случае ситуации изоморфны: нам нужно принять решение (отказ от действий тоже решение), итогом которого станет либо гибель 10 человек, либо одного. И люди, давая разные ответы на эти изоморфные ситуации руководствуются разными этическими моделями.
Назовем первую этическую модель "А-модель", при которой этичным является действие, которое несет максимальную пользу (в данном случае число выживших человек). А-моделью руководствуются в 1 варианте вагонетки.
Назовем вторую этическую модель "Б-модель", при которой этичным считается не лишать человека его удачи, у всех своя судьба, Бог так решил и т.д. Б-моделью руководствуются во 2 варианте, когда не хотят сталкивать толстяка на рельсы.
Но т.к. ситуации изоморфны, то выбор этических моделей ничем не обоснован: мы могли бы и в 1 варианте использовать Б-модель, и не переключать рычаг, ибо жалко обломать удачу одному удачливому человека, а во 2 варианте использовать А-модель, и скинуть толстяка на рельсы, чтобы спасти 10 человек. Т.е. имеем непоследовательность в применении этических моделей, искусственное разделение изоморфных ситуаций, при котором в одних ситуациях мы думаем так, а в других, аналогичных, думаем по другому, самообманом убеждая себя в качественном различии данных ситуаций из-за внешних несущественных деталей.
Что думаете об этом? Или у вас другое объяснение? :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Проблема вагонетки
Сообщение11.07.2022, 07:23 


20/03/14
12041
 !  Arks
Предупреждение за дублирование темы из Пургатория.

 Профиль  
                  
 
 Posted automatically
Сообщение11.07.2022, 07:25 


20/03/14
12041
 i  Тема перемещена из форума «Свободный полёт» в форум «Пургаторий (Св)»
Причина переноса: уже было.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 3 ] 

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group