2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему
 
 Метод наименьших квадратов для школьников
Сообщение04.02.2022, 22:18 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


05/12/09
1813
Москва
Рассмотрим задачу подбора линейной зависимости $y=a+bx$ по точкам $(x_i,y_i)$ методом наименьших квадратов
$$\sum_{i=1}^n(y_i-a-bx_i)^2\to\min.$$
Понятно, как это могут решить студенты, знакомые с матанализом функций нескольких переменных. Надо найти частные производные по $a,b$, приравнять нулю, получить и решить систему. Строго говоря, там надо проверить еще матрицу вторых производных. Но представим себе, что результат нужно получить для школьников, не владеющих матанализом. Реально ли это сделать чисто школьными методами (вообще без производных)? Может быть, это есть где-нибудь?

 Профиль  
                  
 
 Re: Метод наименьших квадратов для школьников
Сообщение04.02.2022, 22:53 
Заслуженный участник


26/05/14
981
Можно построить квадратные уравнения по $a$ и по $b$. Минимумы у них находятся школьными методами. Нам нужна точка в пространстве $(a, b)$ в которой достигаются оба минимума. Получится система из двух линейных уравнений.

 Профиль  
                  
 
 Re: Метод наименьших квадратов для школьников
Сообщение04.02.2022, 23:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


05/12/09
1813
Москва
slavav, то что решением системы, составленной из уравнений, полученных минимизацией каждой переменной при известной другой, является глобальный минимум, само по себе нуждается в неком доказательстве, а с ходу выглядит жульничеством. Дети скажут: ведь на самом деле мы минимизируем cразу по двум переменным, и ни одну из них нельзя считать известной.

 Профиль  
                  
 
 Re: Метод наименьших квадратов для школьников
Сообщение04.02.2022, 23:23 
Заслуженный участник


26/05/14
981
Не совсем так. МНК в данном случае доказывает что минимума нет ни в какой другой точке кроме той что мы нашли из системы. Затем придётся элементарными средствами доказывать что значение нашей функции в этой точке действительно меньше чем в любой другой.

 Профиль  
                  
 
 Re: Метод наименьших квадратов для школьников
Сообщение04.02.2022, 23:25 
Аватара пользователя


23/12/18
430
Если в точке не достигается минимум по $a$, то изменив $a$, не меняя при этом $b$ мы получим меньшее значение. То есть в точке, в которой достигается минимум, должен достигаться и минимум по $a$

 Профиль  
                  
 
 Re: Метод наименьших квадратов для школьников
Сообщение04.02.2022, 23:54 
Заслуженный участник


26/05/14
981
Немного геометрии: возьмём точки $(x_i, y_i)$ и прямую $y = bx + a$. Если мы их подвергаем параллельному переносу значение нашей функции не поменяется. Перенесём точки так чтобы их центр тяжести оказался в нуле.

Выпишем квадратное уравнение для $a$ и обнаружим что линейный член обнулился:

$$ f(a, b) = N a^2 + 2a\left[b\sum\limits_{i=1}^{N}x_i - \sum\limits_{i=1}^{N}y_i\right] + g(b)$$
$$ f(a, b) = N a^2 + g(b)$$

Параметры разделены. Доказательство минимальности становится тривиальным.

Заодно получили факт что минимальная прямая проходит через центр масс множества точек.

 Профиль  
                  
 
 Re: Метод наименьших квадратов для школьников
Сообщение05.02.2022, 04:13 
Заслуженный участник


20/12/10
9062
alisa-lebovski в сообщении #1548011 писал(а):
Реально ли это сделать чисто школьными методами (вообще без производных)?
Более чем. В линейной алгебре и геометрии эту задачу решают без производных. Если школьники знают многомерную теорему Пифагора (а почему бы и нет), то этого вполне достаточно. А можно просто выделять полные квадраты (убирать линейную часть) и затем приводить квадратичную форму к сумме квадратов (опять же выделяя полный квадрат). Хотя последнее это уже лишнее (форма-то априори положительно определена).

 Профиль  
                  
 
 Re: Метод наименьших квадратов для школьников
Сообщение05.02.2022, 07:39 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/08/07
5494
Нов-ск
Пусть $\sum_{i=1}^n1*(y_i-a-bx_i) \ne 0$, тогда
$$\sum_{i=1}^n(y_i-[a+t]-bx_i)^2 = \sum_{i=1}^n(y_i-a-bx_i)^2+t^2\sum_{i=1}^n1^2-2t\sum_{i=1}^n(y_i-a-bx_i),$$т.е. за счет $t$ сумму можно уменьшить.

Аналогично, пусть $\sum_{i=1}^nx_i(y_i-a-bx_i) \ne 0$, тогда ...

 Профиль  
                  
 
 Re: Метод наименьших квадратов для школьников
Сообщение05.02.2022, 12:21 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/03/08
9905
Москва
Раскрыть квадраты в скобках, привести подобные, выделить два квадрата, зависящих от a и b. Приравнять их нулю и решать полученную систему уравнений.

 Профиль  
                  
 
 Re: Метод наименьших квадратов для школьников
Сообщение05.02.2022, 12:55 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


05/12/09
1813
Москва
Удалось сделать так: перейти к центрированным переменным и выделить 2 полных квадрата.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group