Те формальное доказательство зависимости, допустим, площади круга от его радиуса будет выражается утверждениями, выведенными из евклидовых аксиом, а содержательное можно будет провести линейкой и циркулем?
В этом разница?
Почему вы вообще противопоставляете формальное доказательство и содержательное? В математике такого противопоставления нет. Доказательство есть доказательство. В математической логике есть что-то, что можно было назвать формальным доказательством. Только оно там называется не доказательством, а выводом. Это когда из системы аксиом путём применения формальных правил логического вывода выводится некое следствие.
Но позвольте, разве она (матлогика - моё примечание) не занимается определением правил, по которым ведется правильное доказательство? Как без матлогики отличить имеющие смысл от бессмыслицы, истинное выражение от ложного?
Разве за такой большой срок существования математики еще не открыли строгие способы чтобы отличить истинное от ложного?
По-моему, матлогика, это не наука о том, как надо правильно доказывать, а наука о том, что некоторые вещи нельзя доказать в принципе. И в частности о том, что в принципе не существует формализованной процедуры, которая позволит отличить истинное высказывание от ложного за некое заранее ограниченное время.
-- Сб янв 01, 2022 22:20:49 --zenomukuЯ боюсь, что вы находитесь в плену ложных понятий. Возможно вы думаете, что проработав основательно книгу Ландау вы научитесь доказывать теоремы, пусть не из всей математики, но хотя бы из анализа. Так это не так. Вы научитесь доказывать простейшие теоремы о числах, которые и так нам кажутся очевидными. Я прочёл оба предисловия к книге. Там нигде не сказано, что она предназначена для развития навыков логического мышления и для развития навыков умения чего-то доказывать. Хотя я думаю, пусть это не написано, но она должна дать понять, что даже простейшие вещи, которые кажутся очевидными, надо уметь доказывать.
История создания этой книги следующая (если я правильно понял). Ландау посмотрел на существующие в то время (наверное, где-то лет 90 назад) учебники анализа. И ему не понравилась та строгость с которой они начинались. А начинать по его мнению надо было со строгого определения действительных чисел. Ибо исходя из этого можно уже строго доказывать остальные теоремы. (У меня на компе старых учебников анализа нет. Разве что нашёл учебники Куранта и Банаха. Там действительно нет строгого определения действительных чисел). И это должно было стать первой главой его будущего учебника анализа. Не знаю, написал ли он его. Но темой он увлёкся и он решил копать с самых основ. Поэтому в книге появились разделы, которые обычно излагаются не в учебниках анализа, а при изложении других дисциплин - теория целых чисел, рациональных чисел, комплексных чисел и т.д. Обычно свойства целых чисел мы знаем со школы на уровне интуиции. Но может быть кого-то это не устраивает. И он хочет понять, почему минус умножить на минус будет плюс. Наверное, Ландау сделал большое дело. И уже Курс Фихтенгольца (первое издание - 1948 г.) начинается с вводной главы, посвящённой изложению действительных чисел по Дедекинду. Я думаю, что этого достаточно знать по предмету, который рассматривает Ландау для начинающего изучать математику. Всё остальное мне показалось ужасно скучным.
И чтобы вы меня правильно поняли. Я не критикую книгу Ландау. Я считаю, что она очень бедна содержательным материалом, на котором можно было научиться чего-нибудь полезному.