Добрый день,
ZVS
Изменения, конечно, могут быть не только во времени. Вернее, пространственно-временные отношения могут моделироваться и иначе: скажем, аксиоматическая теория представляет множество теорем как-то упорядоченно как по предшествию-следованию (логическое время теории), так и по рядоположенности друг вне друга (логическое пространство теории).
Остановлюсь на выражении
Цитата:
понятие изменения в чистом виде
Ударение делаю на "чистом виде". Мне кажется, что здесь зарыта одна из собак. Попробую сформулировать и поинтересуюсь, что Вы об этом думаете? Буду использовать термин "объективное мышление" так, как я о нем писал в теме "Сознание".
Наверное, стоит начать с того, что познание онтологического объекта должно иметь своим результатом его
модель, выраженную в форме мышления (в языке, в конечном счете), и это выражение должно быть
общезначимым (доступным) для других людей. Должно стать элементом
объективного мышления.
В простейшем случае нам дан онтологический объект в ощущениях.
Также нам
онтологически даны объекты-инструменты познания, выраженные в объективном мышлении (в языке, скажем):
имена ощущений,
правила изготовления из ощущений восприятий и представлений, а затем и понятий.
Кроме того, в объективном мышлении я нахожу
онтологический объект, который описывает исполнительные операции, в форме мышления мне дано, что означает "выполни операцию", что означает "осмотрись", что означает "узнай". что означает "нажми", что означает "сравни" и т.д.
Итак, в познании мне дан
не один онтологический объект, а, условно говоря,
три:
1. объект познания;
2. "мое тело" как пространство датчиков информации с оператором отображения данных в сферу объективного мышления;
3. "мое тело" как пространство исполнительных приборов с операторами трансляции алгоритмов в объективном мышлении в физические практические действия.
Процесс познания в такой формулировке сходен с квантовомеханическим описанием реальности. Мы не знаем, "каков объект сам по себе", более того, такие вопросы - пустая схоластика. В объективном мышлении онтологическому объекту "вещь в себе" соответствует нулевое содержание, которое ни к вещи, ни к познанию вещи ничего не прибавляет и не убавляет.
Итак, познание вещи имеет на входе ощущения, формирующие "гильбертово пространство данных". На выходе - действия исполнительных органов, формируемое "гильбертовым пространством исполнительных приборов". Познаваемый объект - "волновая функция", на которую воздействуют исполнительные приборы и которая преобразуется сама и дает отклик преобразования в область ощущаемой информации.
Задача мышления - построить "оператор эволюции волновой функции" и операторы "физических величин" в объективном мышлении так, чтобы в практически удовлетворительных пределах уметь изменять входные воздействия на вещь и уметь определять ее состояние.
Вот электродвигатель. Я хочу познать, работает ли он.
Своими ощущениями я выделяю определенную целостность, с которой в объективном мышлении давно ассоциируется символ "электродвигатель". Под этим символом в объективном мышлении ассоциированы его внешний вид, его принцип действия, характерные признаки неисправностей и методы их устранения. Первая подпрограмма, допустим, такая:
"нажми кнопку "Пуск"". Она состоит, скажем из макросов: "осмотрись и выдели черный прямоугольник", "если на нем есть два круглых предмета черный и красный, и рядом нарисовано "Пуск" и "Стоп" - переходи к следующему шагу. Если нет - осмотрись и выдели черный прямоугольник". "Нажми на черный диск с картинкой "Пуск".
Каждый из этих макросов может быть развернут в более подробные инструкции до, в конечном счете, полной компилляции их в язык чувственного ассемблера и трансляции последнего в физиологические реакции организма.
По существу, процесс познания реализуется как поведение автомата с внешней памятью объективного мышления, с задаваемой в объективном мышлениии целью (практические требования общества) и алгоритмами достижения этих целей. Собственно, наличие внешней коллективной памяти и дуступа к ней и выделяет человека из царства остальных животных.
Но бывают случаи, когда цель есть, а алгоритмы не выработаны. Тогда познание обращает внимание на само себя, на выработку новых алгоритмов познания. Оно само становится онтологическим объектом.
До поры-до времени бывает достаточным рассматривать онтологический объект "познание" в отрыве от самого познания, метафизически. Но когда практика ставит задачу познать онтологический объект, являющийся своим собственным субъектом, саморефлектирующийся объект, здесь уже разрыв подобного рода не допустим. Мы хотим построить модель, саморефлектирующую в мышлении, т.е. построить фрамгмент саморефлексии в мышлении, т.е создать само саморефлексирующее в форме мышления, саморефлексирующее мышление.
Конечно, саморефлексия - вещь не новая. Новизна современного требования
в том, чтобы саморефлексия была выражена
в понятии, а не в представлении или восприятии.
Итак, чтобы построить понятийную модель саморефлексирующего объекта (типа экономической формации), нужно явно или не явно понимать, что этот онтологический объект будет
продуктом мышления. И не всякого мышления, а только мышления, способного
понимать себя как саморефлексию. Иначе саморефлексивная модель, даже если она верна,
не найдет основания в самом мышлении, не найдет
алгоритмов адекватного ее использования.
Поэтому я ограничиваюсь рассмотрением "чистых состояний" без посторонних онтологических объектов, которые могут "смешать" волновые фуекции чего-то, и без того непонятного, с чем-то, также еще малопонятным.
Итак: онтологический объект диалектической логики - сама диалектическая логика, как она дана онтологически в объективном мышлении. И пространство и время здесь рассматриваются также только в этой связи, со стороны чистых категорий, требующих определения в логике
(Кстати, вопрос об определении определения имеет такую же противоречивую природу, как и остальные категории. Ведь определение должно определять себя как существенное определение, саморефлексивно, и всякое конкретное определение должно быть формой определения вообще, причем проверямой формой). .
Где-то так.
Конечно, сказано недостаточно. Ни об автомате, ни об аналогии с квантовой механикой и принципом дополнительности в ней. Но, как первичное изложение представления о мышлении и его деятельности познания, думаю, сказанное пойдет.