2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 задача по тригонометрии из всесоюзной олимпиады
Сообщение03.04.2020, 19:23 


03/04/20
5
Никак не пойму как её решить.

Доказать, что для любых вещественных $x$

$|\sin(x)|+|\sin(x+1)|+|\sin(x+2)|>8/5$

 Профиль  
                  
 
 Re: задача по тригонометрии из всесоюзной олимпиады
Сообщение03.04.2020, 19:44 
Заслуженный участник


20/12/10
9107
Попробуйте доказать, что локальные минимумы у этой функции должны быть в точках излома.

 Профиль  
                  
 
 Re: задача по тригонометрии из всесоюзной олимпиады
Сообщение03.04.2020, 19:58 


03/04/20
5
А школьники владели в СССР этими навыками? Это вообще как сделать то можно?

 Профиль  
                  
 
 Re: задача по тригонометрии из всесоюзной олимпиады
Сообщение03.04.2020, 20:09 
Заслуженный участник


20/12/10
9107
DmitryPh.D. в сообщении #1450945 писал(а):
А школьники владели в СССР этими навыками?
Если говорить формально, то да. Схема исследования функции на экстремум в учебнике Колмогорова была.
DmitryPh.D. в сообщении #1450945 писал(а):
Это вообще как сделать то можно?
Здесь мне надо еще самому додумать детали. Считайте, что это пока рабочая идея. Во всяком случае, истинный минимум $2\sin{1}$ легко находится средствами компьютерной алгебры.

Конечно, возможны и другие идеи.

Upd. Додумал детали: сумма выпуклых вверх горбушек может иметь только локальные максимумы (на интервалах между изломами). Так что да, локальные минимумы могут быть только в точках излома --- там, где один из синусов обращается в нуль.

 Профиль  
                  
 
 Re: задача по тригонометрии из всесоюзной олимпиады
Сообщение03.04.2020, 21:02 
Заблокирован


16/04/18

1129
А у модуля произведения можно найти минимум, чтобы по AG?
Нет, тут минимум ноль, извините за глупость.

 Профиль  
                  
 
 Re: задача по тригонометрии из всесоюзной олимпиады
Сообщение04.04.2020, 07:31 
Заслуженный участник


20/12/10
9107
Еще одна засада в том, что нужно доказывать неравенство $\sin{1}>4/5$. Для этого можно доказать, что $\sin{x}>x-x^3/6$ при $0<x<\pi/2$, что, в свою очередь, сведется к доказательству $\cos{x}>1-x^2/2$ и, наконец, к доказательству $\sin{x}<x$. Но вот это последнее уже должно быть в учебнике.

 Профиль  
                  
 
 Re: задача по тригонометрии из всесоюзной олимпиады
Сообщение04.04.2020, 08:11 
Заблокирован


16/04/18

1129
С максимумом этого выражения тоже интересно. Наверное, это задача из теории чисел, что икс может подойти как угодно близко сразу у трех синусов к их максимумам? Или нет?

-- 04.04.2020, 08:14 --

nnosipov - как я понял, Вы предложили первые два тригонометрических неравенства доказывать через производную. Тогда логично и третье доказать через производную, что сразу.

 Профиль  
                  
 
 Re: задача по тригонометрии из всесоюзной олимпиады
Сообщение04.04.2020, 08:25 
Заслуженный участник


20/12/10
9107
novichok2018 в сообщении #1451083 писал(а):
Или нет?
Нет, ведь функция-то периодическая. Вот было бы что-нибудь вроде $\sin{x}+\sin{(x\sqrt{2})}$, тогда да, без диофантовых приближений не обойтись.
novichok2018 в сообщении #1451083 писал(а):
Тогда логично и третье доказать через производную, что сразу.
Это немного мутная тема в том смысле, что надо быть аккуратным и при выводе формулы для производной не попользоваться этим самым неравенством.

 Профиль  
                  
 
 Re: задача по тригонометрии из всесоюзной олимпиады
Сообщение04.04.2020, 10:47 


03/04/20
5
nnosipov, Ваша помощь бесценна. Задача меня мучила несколько дней, в такой ситуации не вольно задавался вопросом: Какой же я тогда на хрен математик, если справиться с задачей не могу? Только после этого решил зарегистрироваться здесь на форуме.

Однако, еще один аспект остался. Можно ли построже как то протянуть мысль о том что в горбушках( или рядом с ними) максимумы, а в изломах тогда локальные и глобальный минимумы? Подозреваю, что здесь мы как то должны пользоваться непрерывностью и особенно периодичностью суммы трех модулей синусов. Каждый с периодом ПИ, а значит и их сумма имеет период ПИ.

 Профиль  
                  
 
 Re: задача по тригонометрии из всесоюзной олимпиады
Сообщение04.04.2020, 11:25 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Интересно в выражение ввести параметр.
$|\sin(x)|+|\sin(x+a)|+|\sin(x+2a)|$
Ну и поиграть с количеством слагаемых.

 Профиль  
                  
 
 Re: задача по тригонометрии из всесоюзной олимпиады
Сообщение04.04.2020, 11:26 
Заслуженный участник


20/12/10
9107
DmitryPh.D. в сообщении #1451106 писал(а):
Подозреваю, что здесь мы как то должны пользоваться непрерывностью и особенно периодичностью суммы трех модулей синусов. Каждый с периодом ПИ, а значит и их сумма имеет период ПИ.
Конечно, периодичность важна --- она позволяет ограничиться рассмотрением функции лишь на отрезке $[0,2\pi]$. Непрерывность важна по умолчанию: она гарантирует существование экстремумов. Кроме концов, на этом отрезке еще пять точек излома. Они выписываются и в них легко вычисляются значения функции (всего-то два разных значения, которые легко сравниваются между собой). На каждом из интервалов между двумя последовательными точками излома наша функция гладкая и выпуклая вверх (как сумма таковых). Дальше начинается ловля блох: как обосновать то, что выпуклая вверх гладкая функция может в качестве локального экстремума иметь только максимум. В школьной математике такая ситуация встречается, когда в роли горбушек выступают куски парабол (и тогда я бы считал факт очевидным). Куски синусоид более экзотичны, здесь проще воспользоваться средствами "высшей математики" (вторая производная). Либо основательно поработать с определением выпуклой функции (см., например, соответствующий раздел в Приложении Г в книге "Зарубежные математические олимпиады", М., Наука, 1987, где приведен некий набор доступных фактов о выпуклых функциях). Вообще, уровень олимпиады (всесоюзная) позволяет считать, что школьники, участвующие в ней, знают и умеют больше, чем обычные.

Можете указать первоисточник задачи? Было бы любопытно взглянуть на оригинальное решение.

 Профиль  
                  
 
 Re: задача по тригонометрии из всесоюзной олимпиады
Сообщение04.04.2020, 11:35 


03/04/20
5
nnosipov, первоисточник вот

https://www.ozon.ru/context/detail/id/33801230/

Там задача №436, но она сформулирована там посложнее и чтоб ее автоматом решить, нужно доказать то, что я просил. Это там в указании к решению исходной задачи написано. Соответственно никакого решения там нет и здесь мы решали их указание.

 Профиль  
                  
 
 Re: задача по тригонометрии из всесоюзной олимпиады
Сообщение04.04.2020, 12:01 
Заслуженный участник


20/12/10
9107
DmitryPh.D.
Спасибо, нашел в более раннем издании. Ну, раз нет оригинального решения, будем считать, что мы ее решили :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: задача по тригонометрии из всесоюзной олимпиады
Сообщение05.04.2020, 11:45 


03/04/20
5
nnosipov, еще вопрос по доказательству

Вы пишите
Еще одна засада в том, что нужно доказывать неравенство $\sin{1}>4/5$. Для этого можно доказать, что $\sin{x}>x-x^3/6$ при $0<x<\pi/2$, что, в свою очередь, сведется к доказательству $\cos{x}>1-x^2/2$ и, наконец, к доказательству $\sin{x}<x$.

Во первых, думаю что отрезок можно взять от 0 до корня из 2, но давайте может быть еще остановимся на корректности дифференцирования исходного неравенства. Почему так можно переходить?
В обратную сторону вроде бы можно рассуждать, что если функции на указанном мною отрезке неотрицательны, то и для интегралов от них будет верно то же неравенство , что и для неотрицательных функций. А вот можно ли так лихо как Вы дифференцировать и никаких при этом оговорок не делать?

То что последнее неравенство верно - очевидно из графиков y=x и y=sin(x)

 Профиль  
                  
 
 Re: задача по тригонометрии из всесоюзной олимпиады
Сообщение05.04.2020, 12:29 
Заслуженный участник


20/12/10
9107
DmitryPh.D. в сообщении #1451481 писал(а):
А вот можно ли так лихо как Вы дифференцировать и никаких при этом оговорок не делать?
Имелось в виду следующее. Рассмотрим функцию $f(x)=\sin{x}-(x-x^3/6)$ на отрезке $[0,\pi/2]$. Имеем$f(0)=0$. Для доказательства положительности $f(x)$ достаточно доказать, что эта функция монотонно возрастает. Для этого, в свою очередь, достаточно доказать, что производная этой функции положительна, т.е. имеет место неравенство $\cos{x}>1-x^2/2$. К последнему неравенству применяем аналогичные рассуждения и приходим к необходимости доказывать неравенство $\sin{x}<x$.
DmitryPh.D. в сообщении #1451481 писал(а):
То что последнее неравенство верно - очевидно из графиков y=x и y=sin(x)
Нет, к графикам нельзя здесь апеллировать. Разумный вариант --- взять доказательство из школьного учебника. Но лучше этот сюжет не ворошить, поскольку иначе на каком-то этапе возникнет вопрос про что такое синус.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 28 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group