2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Инертность, масса и скорость (опыт с тележками)
Сообщение10.01.2020, 23:20 


10/01/20
5
Здравствуйте. Меня зовут Варя, мне 13 и я учусь в 7 классе. Недавно начала интересоваться физикой, и некоторые задачи и законы вызывали у меня затруднения. Сейчас я не до конца понимаю, почему масса пропорциональна скорости тела. "После взаимодействия скорость одной тележки стала равна 10 м/с, а скорость другой 20 м/с. Так как скорость второй тележки в 2 раза больше скорости первой, то и её масса в 2 раза меньше массы первой тележки". Вроде всё просто, но я не понимаю, почему это устроено именно так. Масса - это мера инертности тела, т.е. чем больше масса, тем сложнее тело меняет свою скорость (при участии второго тела). То есть, тело с большой массой имеет меньшую скорость(более инертно). Соответственно, тело с маленькой массой легко меняет скорость (оно менее инертно). Если взять две тележки, которые будут отталкиваться друг от друга, а одна из них будет иметь массу в два раза больше, то скорость её будет в два раза меньше. Я не до конца понимаю, почему тут прямая пропорциональность. На этом моменте у меня начинаются заминки. Вопрос, наверное, очень глупый, но мне не до конца понятно. Заранее спасибо за ответ.

 Профиль  
                  
 
 Re: Инертность, масса и скорость (опыт с тележками)
Сообщение10.01.2020, 23:27 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
4277
Varvara1210 в сообщении #1434465 писал(а):
Так как скорость второй тележки в 2 раза больше скорости первой, то и её масса в 2 раза меньше массы первой тележки

Это ведь обратная пропорциональность, не так ли?

 Профиль  
                  
 
 Re: Инертность, масса и скорость (опыт с тележками)
Сообщение10.01.2020, 23:47 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
У вас речь идёт не о массе, а об импульсе. Импульс $p=mv.$

Сравниваются две тележки. По каким-то причинам (в задаче они описаны) они имеют равные импульсы: $p_1=p_2.$
А дальше мы смотрим, что это значит? $m_1 v_1=m_2 v_2.$
Если $v_2=2 v_1,$ то отсюда следует вывод, что $m_1 v_1=2 m_2 v_1,$ и далее $m_1=2 m_2.$

Но надо понимать, что это только в этой задаче с двумя тележками и равными импульсами. Вообще масса от скорости не зависит, это отдельная характеристика тела, и она для тела постоянна (если, например, не насыпать на тележку песка).

 Профиль  
                  
 
 Re: Инертность, масса и скорость (опыт с тележками)
Сообщение11.01.2020, 00:01 
Заслуженный участник


09/05/12
25179

(Оффтоп)

На всякий случай: понятие импульса в стандартной школьной программе появляется в 10 классе (и не в физико-математических школах обычно в таком виде, что лучше и не вспоминать).

 Профиль  
                  
 
 Re: Инертность, масса и скорость (опыт с тележками)
Сообщение11.01.2020, 00:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
+1, но задачу я опознаю как описывающую именно равенство импульсов. Может быть, я ошибаюсь.

 Профиль  
                  
 
 Re: Инертность, масса и скорость (опыт с тележками)
Сообщение11.01.2020, 00:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
4277
Pphantom в сообщении #1434481 писал(а):
понятие импульса в стандартной школьной программе появляется в 10 классе

В 9-м.

 Профиль  
                  
 
 Re: Инертность, масса и скорость (опыт с тележками)
Сообщение11.01.2020, 00:32 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
Mihr в сообщении #1434486 писал(а):
В 9-м.
Нет, именно в 10-м. "Вводная" часть курса, которая раньше занимала первые 2 года, теперь занимает 3, и механику в более-менее систематизированном виде проходят только в 10 классе (если проходят - в рамках новых стандартов в последних двух классах школы физики как отдельного предмета может просто не быть).

 Профиль  
                  
 
 Re: Инертность, масса и скорость (опыт с тележками)
Сообщение11.01.2020, 00:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
4277
Pphantom в сообщении #1434490 писал(а):
"Вводная" часть курса, которая раньше занимала первые 2 года, теперь занимает 3

Это да, но излагается эта вводная часть довольно непоследовательно. Начало знакомства с механикой - 7-й класс, продолжение - первая половина 9-го класса. А в 10-м классе опять всё заново.
Во всяком случае, в учебнике Пёрышкина и Гутника "Физика-9", который пока ещё используется в школе, тема "Импульс" - в параграфе 21. Ну, или, возможно, где-то рядом (в зависимости от номера издания).

 Профиль  
                  
 
 Re: Инертность, масса и скорость (опыт с тележками)
Сообщение11.01.2020, 01:02 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
Mihr в сообщении #1434492 писал(а):
Во всяком случае, в учебнике Пёрышкина и Гутника "Физика-9", который пока ещё используется в школе,
Вообще-то формально нельзя. Да, в реальности многие используют (и правильно делают), но нынешней школьной программе по физике это не соответствует.

 Профиль  
                  
 
 Re: Инертность, масса и скорость (опыт с тележками)
Сообщение11.01.2020, 07:41 


10/01/20
5
Mihr в сообщении #1434470 писал(а):
Varvara1210 в сообщении #1434465 писал(а):
Так как скорость второй тележки в 2 раза больше скорости первой, то и её масса в 2 раза меньше массы первой тележки

Это ведь обратная пропорциональность, не так ли?

Да, перепутала)

 Профиль  
                  
 
 Re: Инертность, масса и скорость (опыт с тележками)
Сообщение11.01.2020, 07:50 
Заслуженный участник


16/02/13
4112
Владивосток
Какая, собственно, разница, в 9 или в 10? Судя по вопросу, ТС наткнулась на текст, связанный с законом сохранения импульса (точнее, с $F=\frac{dp}{dt}$). Тут уж два пути: изучать соответствующие разделы физики, будь они хоть для ВУЗа, либо откладывать понимание этих вопросов на потом.

 Профиль  
                  
 
 Re: Инертность, масса и скорость (опыт с тележками)
Сообщение11.01.2020, 07:59 


27/08/16
9426
Varvara1210 в сообщении #1434465 писал(а):
После взаимодействия скорость одной тележки стала
В физике очень важно не забывать про важные условия задач. Видимо, в задаче было написано что-то ещё про начальное состояние тележек до их взаимодействия. Без начального условия, действительно, скорости тележек после взаимодействия могут быть любыми, и искать в них какой-то смысл нельзя.

 Профиль  
                  
 
 Re: Инертность, масса и скорость (опыт с тележками)
Сообщение11.01.2020, 10:49 
Заслуженный участник


21/09/15
998
Varvara1210 в сообщении #1434465 писал(а):
Я не до конца понимаю, почему тут прямая пропорциональность

Это не глупый вопрос а совсем наоборот.
Я не видел современных школьных учебников физики, но в моем учебнике основы механики были даны не очень хорошо.
Было непонятно, что есть закон природы (результат обобщения экспериментов), а что определение, соглашение.
Масса - мера инерции, хорошо. Но ведь $m$ мера инерции и $m^2$ мера инерции и $\sqrt{m}$ мера инерции.
Так вот, дальше идет определение - масса определяется так, что изменения скорости взаимодействующих тележек пропорциональны ей. Это определение.
А что же закон природы? Закон природы это то, что отношение изменений скоростей не зависит от характера взаимодействиы тележек - это может быть взаимодействие через пружины, веревку, удар и т. д.
Как-то так. Но, конечно, это только один из могих возможных вариантов построения основ механики. Я знаю людей у которых иной взгляд на вещи.

 Профиль  
                  
 
 Re: Инертность, масса и скорость (опыт с тележками)
Сообщение11.01.2020, 11:12 


03/12/18
379
realeugene в сообщении #1434501 писал(а):
В физике очень важно не забывать про важные условия задач. Видимо, в задаче было написано что-то ещё про начальное состояние тележек до их взаимодействия. Без начального условия, действительно, скорости тележек после взаимодействия могут быть любыми, и искать в них какой-то смысл нельзя.

Вот это самый главный ответ в данной теме.
"Так как скорость второй тележки в 2 раза больше скорости первой, то и её масса в 2 раза меньше массы первой тележки" - ведь без знания начального состояния тележек это высказывание абсолютно неверно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Инертность, масса и скорость (опыт с тележками)
Сообщение11.01.2020, 12:48 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
AnatolyBa в сообщении #1434516 писал(а):
Я не видел современных школьных учебников физики, но в моем учебнике основы механики были даны не очень хорошо.
Было непонятно, что есть закон природы (результат обобщения экспериментов), а что определение, соглашение.

Это в любых учебниках механики будут такие проблемы.

Дело в том, что механика - очень старый раздел физики. И в нём большинство утверждений (простейших, "школьных") проверены и как экспериментальные факты, и построены теоретически как выводы из других фактов. И соответственно, можно излагать это логически последовательно как "слева направо", так и "справа налево". Особо предпочтительного варианта нет.

Сходная проблема и у евклидовой геометрии ("школьной").

В более молодых разделах физики установилось более чёткое различие, что является экспериментальными фактами (используется слово "постулат"), а что из них выводится.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 18 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group