Но я придерживаюсь более "многоступенчатой" версии сценария и более близкой к ISAG-7, чем Вы, видимо.
Как писал выше, это ещё вполне дискутируемо, и по-хорошему должно быть подтверждено связной системой доказательств и расчётов.
Я считаю тот вариант наиболее вероятным из-за молниеносности процесса, если за стартовый момент брать поворот ключа АЗ-5. У нас в 1:23:39 по телетайпу нажатие кнопки (ДРЕГ из-за особенностей записал на секунду позже, в 1:23:40), а дальше уже в 1:23:
43 ДРЕГ записывает сигналы превышения мощности и скорости роста мощности. Та самая исходная "вспышка", разгон на мгновенных. Три секунды. Кстати по схожей причине я сомневаюсь во взрыве водорода.
Для работы парового коэффициента нужно некоторое время - чтоб от подъёма мощности разогрелись таблетки, прогрели оболочку, началось кипение...
А дальше процесс развивался, в том числе вполне вероятно и при участии парового коэффициента. 1:23:47-49 - выплеск воды и пара в БС, 1:23:49 - по-видимому начало полномасштабного разрушения.
Против такой "молниеносной" версии разве что некоторые нескладности в воспоминаниях Ю. Трегуба
Вообще, по вопросу аварии - ещё непаханное поле. Ибо то, что реально должно было быть сделано - скрупулезно собрать факты не только о кратком промежутке взрыва, а от и до, и восстановить стройную картину динамики и реактора и персонала за весь период подготовки, проанализировать противоречия и невязки - это так ни разу и не было сделано. Работать и работать, кто б взялся.
Обычно исследователи выхватывают несколько фактов/эпизодов, и фехтуют ними с такими же исследователями.
1. Большая скорость циркуляции теплоносителя и, главное, - при небольшом недогреве привела к росту парового коэффициента реактивности. Который и так был большим, как пишет Капран. Просто потому что небольшие изменения мощности или скорости циркуляции привели бы к большому парообразованию. В том числе, в нижних частях каналов, которые (части) не кипели.
Я б чуть переформулировал. Сам ПКР (или плотностной, есть тонкости) не так чтоб особо растёт при малой мощности, это изменение реактивности с изменением объемной концентрации пара. Скорее даже наоборот - удлиняется экономайзерный участок, где пара вообще нет. А вот производная этой самой концентрации пара по мощности наибольшая именно при малом паросодержании.
Следует заметить, что из-за снижения расхода через зону, к моменту АЗ-5 реактивность за счёт парового коэффициента и так планомерно повышалась. Стержни АР-1 и АР-3 активно шли вниз.
2. Концевой эффект и перекос нейтронного поля внизу (он особенно сильный был около канала 5017, см.
тут и
тут) при вводе стержней по АЗ-5 привел к образованию локальной критической массы.
3. Водичка в части каналов внизу закипела, и вот тут произошел разгон на мгновенных нейтронах части активной зоны. Я уверен (хотя еще не проверял), что если сопоставить пролом схемы ОР (около 105 градусов) и расположение канала 5017 (где датчики зафиксировали наиболее сильный перекос нейтронного поля вниз), то они совпадут с хорошей точностью.
Так концевой дал разгон на мгновенных в какой-то области, или просто опасно приблизился к этому порогу, за три секунды вызвав достаточный рост мощности для срабатывания защит? Граница довольно тонка.
А дальше у нас целый комплекс - стержни продолжают идти вниз, поднимая реактивность в нижней части и задавливая сверху, от тепловыделения постепенно растёт паросодержание и вводится реактивность от парового...
С нумерацией каналов там несколько затейливо, местами до анекдотизма (помещения 3 и 4 блоки "отзеркалены", но... "ядро" - реактор и прилегающее почему-то не отзеркалено, а развёрнуто на 180 градусов), если считать что там как и на других отсчет велся от операторской ЦЗ, то не совсем - пролом на юго-востоке, как раз в том углу операторская, то есть это "малые-малые" номера каналов. "53-17" это тогда юго-запад (там дурацкая схема нумерации YY-XX, да ещё в восьмиричной системе).
-- Чт июл 25, 2019 22:56:09 --Таким образом, в этом сценарии к катастрофе приводило только (1) плюс (2).
(2) без (1) приводило к пережогу твэлов и, возможно, к разрыву отдельных каналов. То есть авария как на ЛАЭС.
Так понятие "отдельных" очень тонкое. Вроде тогдашняя система сброса давления из РП справлялась с разрывом пары каналов, а если их было 7-10? Это ещё "отдельные" или нет?
(часть схем второй фазы аварии предполагают именно повышение давления в РП до 2+ атм от разрыва десятка каналов, после чего обезвешивается и идёт вверх сх. "Е" и рвёт все остальные с массивным истечением воды КПМЦ)
(1) без (2) - это ядерно опасное состояние в любом случае. И к взрыву могла привести кавитация и срыв ГЦН (которой не было, но которая могла быть), или разрыв паропровода большого давления.
Поэтому возникают (у меня) вопросы
а) какие действия привели к состоянию (1)
б) когда это состояние было достигнуто? То есть с какого момента сброс АЗ приводил к взрыву.
Вопрос интересный, и довольно тонкий. Боюсь, на пальцах выводов не сделаешь.
Я бы охарактеризовал ситуацию чуть под другим углом. Тогда сложилась ситуация "хорошая" сразу с двух сторон:
* Во-первых постоянно вносящаяся "паровая" реактивность за счет уменьшения расхода, усугубленная бОльшим приростом пустотного коэффициента на малых паросодержаниях. И здесь же в засаде - дополнительное падение циркуляции при возможном скачке давления в АЗ из-за уменьшенного напора выбегающих насосов.
* Во-вторых - дамоклов меч произведения смещенного вниз энерговыделения в АЗ на большое количество стержней на ВК, ждущих сунуть графит вниз зоны.
А теперь кого вы больше любите - папу или маму?
Если по отдельности, то надо ставить вопросы:
* Возможен ли разгон на мгновенных нейтронах при существенном (но ещё регламентном) перекосе энерговыделения "вниз" и массивном опускании стержней? Какой граничный для этого ОЗР-количество стержней в зависимости от перекоса и возможно мощности.
* По вводу "паровой" реактивности теоретически - вполне возможно. Но надо бы подтвердить что чего обгонит - поднятие реактивности за счёт парообразования, или снижения за счёт ввода стержней когда сработает АЗ. И какая скорость и пиковая мощность разгона.
В катастрофических вариантах с лопаньем чего-то крупного и быстрым осушением активной зоны вроде всё плохо.
* А теперь - вопрос скорости разгона и пиковых мощностей в двух этих вариантах и их синергии. И предположительном числе каналов, которые могут вскрыться из-за такого безобразия. Тут уже возможно будет вырисовываться что опасней и что вероятнее.
Работы - непочатый край.