luitzen писал(а):
Ничего, что люди, создающие историю, считают себя свободными и рассматривают возможные варианты, и без пересказа этих рассмотрений мотивы их действий вряд ли могут быть поняты?
Это разные вещи: анализ вариантов развития событий, анализ мотивов поведения принимающего решения и альтернативная история.
Рассмотрим случайный процесс

. Предположим, г. N принимает решение при

. Ему известна история (при

). Он может рассматривать некоторые гипотезы о распределении

. На основании этой информации он принимает решение.
Теперь приходит г. NN и говорит: «а что, если

было бы другим?» Вот это уже беспочвенно. Мы не знаем, какое решение принял бы N. Мы не знаем, как на самом деле распределены

. И всё, что нам известно, это конкретные значения

, да и то недостоверно (с точностью до ошибки измерения). Поэтому мы можем анализировать поведение г. N, но не возможные варианты развития событий.
luitzen писал(а):
Короче, конструкции с частицей «бы» решают реальные задачи исторического познания и без них трудно обойтись.
Пример в студию!
luitzen писал(а):
Имеются также некоторые «законы» истории, позволяющие осуществлять небольшие рассуждения в сослагательном наклонении с большой долей уверенности.
Пример закона в студию! С доказательством!
Вам, как матлогику, должно быть понятно, о чём я говорю.
luitzen писал(а):
Ещё раз призвал бы «историков» не пытаться быть большими католиками, чем Папа, и сделать оглядку на юристов. У тех сослагательные наклонения лихо практикуются.
Не надо иллюзий. Закон — это метод разрешения конфликтов. А история (с некоторой ограниченной натяжкой) — это запись разрешённых конфликтов. У них совершенно разные методы.
luitzen писал(а):
Ну, то есть, история — это то, что происходит с необходимостью и вне зависимости от того, кто в кого не попал.
История — это то, что произошло, а потому — с необходимость. Кошка Шредингера в истории указывает лишь на неполноту нашего знания, но не на свершённость события. В некотором гносеологическом смысле она очень важна: то, что нельзя наблюдать не может быть частью истории.