Пожалуйста, подтвердите/опровергните верность моего понимания нижеизложенных моментов взаимосвязи пристрастности/беспристрастности игр и теории Шпрага-Гранди. Ссылки на источники, где это объяснено, тоже приветствуются. Но именно источники, где объяснено и одно, и другое. Источники, где вводят "кто ходит" в состав позиции и не обсуждают Шпрага-Гранди, а также отдельно другие источники, где вводят теорию Шпрага-Гранди, изначально объявив "рассматриваем только беспристрастные игры", вроде бы и так известны.
Игра называется пристрастной, если перечень возможных ходов из одной и той же позиции может (хотя бы иногда) зависеть от того, кто из игроков ходит. Если таких зависимостей нет, игра беспристрастная.
В некоторых ситуациях, пристрастная игра может быть искусственно сведена к "как бы беспристрастной" путём того, что позиция включает в себя также и информацию о том, кто сейчас ходит. После такого уточнения понятия "позиция", ход начинает определяться только позицией. Если игра конечна, ациклична, завершается выигрышем одного игрока и проигрышем другого, и эти выигрыш&проигрыш не имеют числового или ещё какого-то выражения, а просто выигрыш/проигрыш -- вполне можно, например, расставить каждой позиции её выигрышность/проигрышность, действуя по обычным правилам "позиция проигрышна, если тот, кому она досталась, этим уже проиграл, или все допустимые ходы ведут в выигрышные позиции; позиция выигрышна, если тот, кому она досталась, этим уже выиграл, или есть хотя бы один допустимый ход, ведущий в проигрышную позицию". И тут пристрастность начальной формулировки игры никак всему этому не мешает, лишь бы было правильно проведено преобразование позиций и ходов. Причём, тут НЕТУ требования "проигрывает тот, кто не может походить" -- можно рассматривать хоть игры, в которых тот, кто не может походить, проигрывает, хоть игры, в которых тот, кто не может походить, выигрывает, хоть игры, в которых часть позиций, из которых нельзя походить, проигрышна, а часть выигрышна (лишь бы это чётко описывалось правилами игры).
Если функция Шпрага-Гранди формально вроде бы и используется, но особенности игры таковы, что фактически используется один только mex без ксора, то добавляется ограничение, что всё это справедливо только для игр, в которых тот, кому некуда ходить, проигрывает. Однако возможность сведения пристрастных игр к беспристрастным остаётся. С другой стороны, непонятно, чем такое использование Шпрага-Гранди вообще лучше одних только выигрышных/проигрышных позиций.
А в ситуации, когда функция Шпрага-Гранди используется полноценно, включая свойство "SG суммы игр равно ксору SG этих игр" -- вот тогда сводить пристрастные игры к беспристрастным нельзя. По крайней мере, нельзя вышеупомянутым способом, и не существует никакого известного другого. И нельзя потому, что когда происходит разбиение позиции на несколько независимых (SG которых ксорятся), теряется свойство "просто введём в позицию, кто ходит, и каждый игрок автоматически будет получать только те позиции, из которых ходит именно он".
Ещё раз: прошу прокомментировать верность/неверность такого понимания и дать ссылки на изложения, где обсуждаются и пристрастные игры, и теория Шпрага-Гранди.
|